Записи Александра Вержбиловича

Выпуск 366
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В фондах Музея музыки хранится более двадцати записей выдающегося виолончелиста конца XIX — начала XX века Александра Валериановича Вержбиловича. Они были сделаны фирмой «Граммофон» и свидетельствуют о большой популярности этого музыканта. Дело в том, что в отличие от певцов, инструменталистов записывали в ту эпоху редко — и только самых знаменитых.
Записи Александра Вержбиловича
Исполнение Вержбиловича отличалось вдохновением, артистизмом, богатством оттенков, тонким вкусом и страстностью. Газеты писали: «своею прекрасною лирою он неизменно пробуждал добрые чувства — вот почему он был так популярен и любим… Кто только не знал его выразительного, вдохновенного лица, его статной фигуры, его типичной, красивой головы, убеленной серебристой прядью волос».
В 1871 году Вержбилович окончил Петербургскую консерваторию — класс Карла Давыдова. В последующие годы концертировал в России и за рубежом. По воспоминаниям современников, уже тогда игра молодого музыканта производила неизгладимое впечатление. Через несколько лет Вержбилович сменил своего учителя на посту первого виолончелиста оркестра Итальянской оперы в Петербурге, затем играл в оркестре Русской оперы. С 1882 года и до конца жизни он преподавал в Петербургской консерватории. Среди его учеников — Дмитрий Бзуль, Андрей Борисяк, Евгений Вольф-Израэль, Леопольд Ростропович.
Выдающийся солист, Вержбилович был также превосходным камерным музыкантом. Стремясь расширить традиционный виолончельный репертуар, он исполнял сонаты Бетховена, Мендельсона, Грига, Сен-Санса, только что написанную сонату Рахманинова. Его партнерами были пианисты Антон Рубинштейн, Василий Сафонов, Александр Зилоти, Анна Есипова, Феликс Блуменфельд. Большой популярностью в начале 20-го века пользовалось трио, в котором вместе с Вержбиловичем играли знаменитые музыканты, профессора Петербургской консерватории — пианистка Анна Есипова и скрипач Леопольд Ауэр. В течение 25-ти лет Александр Валерианович был также участником квартета Петербургского отделения Императорского Российского музыкального общества.
По словам современников, певучий, насыщенный звук виолончели Вержбиловича особенно органично сочетался с голосом. В дуэте с ним выступали выдающиеся певицы — Медея Фигнер, Елизавета Лавровская, Мария Долина, Евгения Збруева.
В 1911 году Александра Вержбиловича не стало. В одном из газетных некрологов были такие слова: «Имя его, как пленительное созвучие, передается потомству. Никто из виртуозов, кроме него, не имел такого свободного доступа в любое человеческое сердце. Когда на эстраде появлялся этот красавец старик с седой гривой волос и садился за любимый инструмент, весь зал замирал… ибо знал, что услышит сейчас что-нибудь очень интимное, грустное или веселое, но необыкновенно понятное, близкое и дорогое…».
Редкие звукозаписи — это живая история музыки.
Е. Б. Сигейкина
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.