Забытое имя русской певицы

Выпуск 362
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В коллекции Музея музыки хранятся несколько грампластинок выдающейся русской певицы Марии Михайловны Куренко.
Сейчас это имя мало что говорит любителям музыки. Однако в начале 20-х годов прошлого века рецензент одной из киевских газет писал: «Певица является лучшим колоратурным сопрано в России. Для нее нет ничего невозможного ни в техническом, ни в вокальном смысле. Она поет так же легко, как и дышит». Ему вторил музыкальный критик из Саратова: «Без сомнения, среди колоратурных сопрано это звезда первой величины».
Забытое имя русской певицы
Мария Куренко в 1913 году окончила Московскую консерваторию по классу сольного пения у знаменитого педагога Умберто Мазетти. Вскоре она дебютировала на сцене Харьковской оперы в партии Антониды в опере Глинки «Иван Сусанин». Затем Мария Михайловна была солисткой Киевской оперы, на рубеже 10 — 20 годов пела в Большом театре и в знаменитой труппе Сергея Зимина.
К сожалению, артистическая карьера певицы в Советской России была недолгой. В 1923 году Куренко получила приглашение из Латвии, и в течение двух сезонов с большим успехом выступала там в спектаклях и концертах. А три года спустя она совершила большое турне по странам Европы, после чего ее пригласили в Америку. Первое же выступление Куренко в Лос-Анджелесе в партии Джильды принесло артистке ошеломляющий успех. «Выступление совершенно неизвестной нашей публике певицы Марии Куренко прошло с триумфом», — отмечал критик газеты «Дэйли Таймс». Популярность певицы в США росла очень быстро. Она выступала в лучших оперных театрах, с первоклассными оркестрами, замечательными дирижерами, выдающимися певцами. В числе немногих артистов она была удостоена чести выступить в Белом доме по приглашению президента Рузвельта.
Куренко связывала творческая дружба со многими музыкантами, оказавшимися в Соединенных Штатах. Она считалась самым авторитетным интерпретатором вокальных произведений Игоря Стравинского. Александр Гречанинов в начале 30-х годов записал с ней на грампластинки двенадцать своих романсов. Среди поклонников таланта певицы был и Сергей Рахманинов, считавший Марию Михайловну едва ли не лучшей исполнительницей своих романсов.
В программы камерных концертов Куренко всегда входили произведения русских композиторов — Глинки, Даргомыжского, Балакирева, Чайковского, Римского-Корсакова. Она великолепно исполняла песни Мусоргского, почти не звучавшие в то время.
В 1990 году в Музее музыки отмечали столетие со дня рождения Марии Куренко. На юбилейном вечере присутствовали гости из Соединенных Штатов — сын певицы Вадим Гонцов и ее ученица Диана Корто. Они и передали в дар музею грампластинки, выпущенные американской фирмой «Кэпитол Рекордс». Записанные на них вокальные произведения Стравинского, Гречанинова, Рахманинова, Мусоргского и Прокофьева в исполнении Куренко сохранили для нас искусство выдающейся русской певицы, которое и сегодня восхищает любителей музыки.
Редкие аудиозаписи — это живая история музыки.
Е. Б. Сигейкина
Аудиозапись: Гречанинов. «Снежинки»
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.