М. В. Нестеров. «Святая Варвара»

Выпуск 361
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Картины Михаила Васильевича Нестерова занимают особое место в собрании Николая Семеновича Голованова. Выдающемуся дирижеру не только было близко по духу творчество художника. С Нестеровым они много общались и имели схожие интересы в вопросах веры и религиозного искусства.
Их знакомство началось во времена службы Голованова в качестве регента хора Марфо-Мариинской обители. Нестеров в те годы вместе с Павлом Кориным занимался росписями храма Покрова Богородицы, построенного Алексеем Щусевым на территории обители. Знакомство молодого музыканта Николая Голованова с известным художником состоялось, очевидно, в 1909 году. Известен даже такой случай: Голованов и Нестеров вместе играли на рояле для великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Позднее Голованов вспоминал: «…Нигде так чудесно не звонили, как в Ростове. Озеро Неро, куда неслись по воде эти звуки, напомнило мне, как мы с Михаилом Васильевичем Нестеровым играли в 4 руки на белом громадном рояле Николаевского дворца в Московском Кремле. И слушала нас великая княгиня…». Одна из самых лирических работ Нестерова в собрании великого дирижера — «Святая Варвара», эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве.
М. В. Нестеров. «Святая Варвара»
Прообразом для картины послужил портрет Елены Праховой, с которой в дальнейшем у Нестерова были связаны личные душевные переживания. Художник писал: «В образе есть воодушевление, экстаз, и я дерзаю думать, что из моих произведений это пока одно из самых тонких». В эскизе «Святая Варвара» из собрания Голованова нашел отражение оригинальный «нестеровский» стиль, присущий многим его монументальным росписям. Здесь сочетаются средиземноморский пейзаж раннехристианских территорий, созданный по мотивам итальянских пейзажей, и образ Варвары, наделенный национальными русскими чертами. Елена Прахова была дочерью профессора истории искусств Адриана Прахова, который возглавлял комиссию по строительству Владимирского собора в Киеве. Вокруг неё собирались и другие художники, работавшие над созданием живописного убранства собора. Талантливая девушка, увлекавшаяся музыкой и изобразительным искусством, добрая и чистая душой, — она была центром этого художественного кружка, прекрасной дамой, которой все поклонялись. Ее образ еще не раз появится и в работах самого Нестерова, и на полотнах Васнецова и Врубеля. Для Нестерова образ Лёли, как нежно называли девушку в её ближайшем окружении, был источником поэзии и художественного вдохновения, что отразилось в лирическом утонченном портрете. А для Голованова «Святая Варвара» стала прообразом девы Февронии из оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже». Ценные произведения искусства — это важная часть нашей культуры.
Л. Черник
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.