Врубель «Волхова»

Выпуск 354
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В коллекции Николая Семеновича Голованова находятся три скульптурные работы выдающегося скульптора и живописца Михаила Врубеля — «Морской царь», «Волхова» и «Берендей». Они выполнены в технике майолики. Её особенность в том, что изделия из обожженной глины покрываются восстановительной глазурью и красками.
Врубель «Волхова»
Создание этих произведений связано с новым этапом в творчестве художника — во второй половине 1890-х годов он начал работать в Абрамцевской керамической мастерской, организованной Саввой Мамонтовым. Врубель был увлечен идеей возрождения национального искусства и создания нового русского стиля.
Помимо прочих скульптур, мастер создал две яркие керамические серии: «Садко» и «Снегурочка». В них в пластических образах воплощены персонажи известнейших опер Римского-Корсакова, с которым Врубеля связывала тесная дружба. Скульптура «Волхова», созданная по мотивам оперы-былины «Садко», представляет сказочную царевну, дочь морского царя. Таинственный лирический образ создается благодаря легкой импрессионистичной манере лепки; своеобразию майоликовой техники: на поверхности скульптуры возникает иллюзия цветных всполохов, и они придают произведению мистический оттенок.
Скульптуры Михаила Врубеля из собрания Голованова созвучны творческим поискам выдающегося дирижера, который — также как и Врубель — был увлечен идеей синтеза искусств и стремился к яркости и красочности оркестрового звучания. А если учесть, что мотивами для майолик послужили музыкальные произведения Римского-Корсакова, то выбор Голованова произведений для своей коллекции представляется неслучайным. Колористическое дарование дирижера, в самом деле, было сродни врубелевскому.
Оркестранты Большого театра вспоминали, как тщательно работал с ними Голованов над сценой Превращения рыбок в золото в опере «Садко»: партитура буквально искрилась, переливалась всеми оттенками серебристых и теплых «золотых» регистров и тембров. Интересен и тот факт, что жена Врубеля — певица Надежда Ивановна Забела-Врубель была первой исполнительницей партии Волховы в опере «Садко». Не раз в этой роли выходила на сцену и супруга Голованова — Антонина Васильевна Нежданова. Ценные произведения искусства — это важная часть нашей культуры.
Л. Черник
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.