Натуральная валторна
Выпуск 346
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В экспозиции Музея музыки демонстрируется редкий в наши дни инструмент — натуральная валторна с вставными трубками. Они называются инвенциями (латинское слово, означающее «изобретение»).
Валторна изготовлена в конце XVIII века немецкой фирмой «Дуиршмидт».
Инструмент ведет свое происхождение от охотничьего рога. В XV–XVI веках он был распространён при дворах европейских монархов. Не случайно название валторны по-немецки звучит как «вальдхорн» — «лесной рог». К концу XVII века охотничий рог приобрёл форму разомкнутого круга, напоминающую улитку, — и превратился в натуральную валторну. По сравнению с рогом она обладала более мягким звучанием и постепенно утвердилась в составе оркестра. Однако звукоряд этого инструмента был весьма ограничен, поэтому при игре в разных тональностях приходилось использовать несколько инструментов с разным строем.

В середине XVIII века дрезденский музыкант Антон Йозеф Хампель предложил новый приём игры на валторне: правая рука вводилась внутрь раструба, что позволило извлекать хроматические звуки и корректировать высоту некоторых тонов натурального звукоряда.
Но Хампель на этом не остановился. Он изобрел дополнительные трубки-инвенции, которые вставлялись в корпус инструмента и могли свободно двигаться. Это позволяло расширять звукоряд и менять строй прямо во время игры. Тембр инструментов этой конструкции отличался благородством. А если учесть, что и технические возможности валторны расширились, совсем не удивительно, что она стала гораздо шире использоваться в оркестровой музыке.
В 30-х годах XIX века появляется следующее поколение инструментов — вентильные валторны, которые могут извлекать весь хроматический звукоряд. Постепенно они стали вытеснять натуральные инструменты. Но на эту замену ушёл почти весь XIX век. Композиторы и исполнители долго не могли смириться с утратой натуральных валторн, обладавших ни с чем не сравнимым бархатным тембром. Поэтому практически весь валторновый репертуар не только классицизма, но и романтизма предназначен именно для натуральных валторн с дополнительными трубками. Это концерты для валторны с оркестром Гайдна и Моцарта, соната для валторны и фортепиано Бетховена, оперы Вебера, симфонии Мендельсона, Шумана и Берлиоза… В этих сочинениях выявлено всё разнообразие звучания валторны — от нежного и поэтичного до величавого и торжественного. И даже такой радикальный новатор, как Рихард Вагнер, продолжал использовать в своих партитурах натуральные валторны.
Инструмент именно такого типа — инвенционная валторна — хранится в музейной коллекции.
Несмотря на широкое распространение вентильных валторн, натуральные инструменты никуда не исчезли. А сегодня они переживают своего рода Ренессанс. И связано это, прежде всего, с аутентичным исполнительством, когда музыку стараются играть на инструментах той эпохи, в которую она была создана.
Редкие инструменты — это живая история музыки.
Е. Б. Сигейкина
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.(открывается в новом окне)