Грамзаписи Ивана Алчевского

Выпуск 345
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Музее музыки сохранились грампластинки начала ХХ века с записями оперных арий в исполнении выдающегося певца Ивана Алексеевича Алчевского.
Он ярко выделялся на сцене Большого театра в драматическом теноровом репертуаре. Его вокальное мастерство поражало своей виртуозностью, к тому же певец обладал исключительным даром перевоплощения, абсолютным слухом, замечательной музыкальной памятью, голосом мягкого тембра и обширного диапазона.
Грамзаписи Ивана Алчевского
Особенно удавались Алчевскому роли, требующие высокого эмоционального накала, яркой и напряженной экспрессии. Его высшим достижением стал образ Германа в «Пиковой даме». Ксения Держинская, его партнерша в Большом театре, в то время начинающая певица, позже писала в мемуарах: «Более драматичного, более цельного по экспрессии партнера в „Пиковой даме“ я не имела, Алчевский не только сам уходил всей душой, всем сердцем в роль, но и захватывал, заражал своей экспрессией остальных исполнителей… Особенно потрясал Алчевский в последнем акте „Пиковой дамы“».
Артистическая жизнь Ивана Алчевского началась в 1901 году: он дебютировал в партии Индийского гостя в опере «Садко» Римского-Корсакова на сцене Мариинского театра. За четыре года работы в этом театре он исполнил свыше двадцати партий. Чувствуя недостатки в своей вокальной подготовке, Алчевский брал уроки у оперного певца и режиссера Иосифа Палечека, а затем у известного парижского педагога Жана де Решке.
В 1905-07 годах Алчевский выступал в европейских театрах — брюссельском Ла Монне, лондонском Ковент Гардене, затем гастролировал в Нью-Йорке и Бостоне. В 1908 году по приглашению Сергея Дягилева он участвовал в постановке «Бориса Годунова» в парижской Гранд-Опера. После триумфального успеха в этой опере Алчевскому предложили постоянный контракт. За время работы в Гранд-Опера он исполнил около сорока ролей. Певец покорял слушателей большой драматической силой и выразительностью в труднейших теноровых партиях. А его исполнение партии Самсона в опере «Самсон и Далила» Сен-Санса вызвало восторг у самого автора оперы.
После начала Первой мировой войны Иван Алчевский вернулся на родину. Он попеременно выступал на московской и петербургской императорских сценах, продолжал активную концертную деятельность. В 1916-17 годах артист много гастролировал по стране — в том числе на Украине и на Кавказе. Его последнее выступление состоялось в Баку. 26 апреля 1917 года в возрасте всего сорока лет певец скоропостижно скончался. Присутствовавшие на похоронах вспоминали, что когда его тело опускали в могилу, рядом все время пел соловей.
Уникальные звукозаписи — это живая история музыки.
Е. Б. Сигейкина
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.