Грамзаписи Ивана Алчевского
Выпуск 345
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Музее музыки сохранились грампластинки начала ХХ века с записями оперных арий в исполнении выдающегося певца Ивана Алексеевича Алчевского.
Он ярко выделялся на сцене Большого театра в драматическом теноровом репертуаре. Его вокальное мастерство поражало своей виртуозностью, к тому же певец обладал исключительным даром перевоплощения, абсолютным слухом, замечательной музыкальной памятью, голосом мягкого тембра и обширного диапазона.
Особенно удавались Алчевскому роли, требующие высокого эмоционального накала, яркой и напряженной экспрессии. Его высшим достижением стал образ Германа в «Пиковой даме». Ксения Держинская, его партнерша в Большом театре, в то время начинающая певица, позже писала в мемуарах: «Более драматичного, более цельного по экспрессии партнера в „Пиковой даме“ я не имела, Алчевский не только сам уходил всей душой, всем сердцем в роль, но и захватывал, заражал своей экспрессией остальных исполнителей… Особенно потрясал Алчевский в последнем акте „Пиковой дамы“».
Артистическая жизнь Ивана Алчевского началась в 1901 году: он дебютировал в партии Индийского гостя в опере «Садко» Римского-Корсакова на сцене Мариинского театра. За четыре года работы в этом театре он исполнил свыше двадцати партий. Чувствуя недостатки в своей вокальной подготовке, Алчевский брал уроки у оперного певца и режиссера Иосифа Палечека, а затем у известного парижского педагога Жана де Решке.
В 1905-07 годах Алчевский выступал в европейских театрах — брюссельском Ла Монне, лондонском Ковент Гардене, затем гастролировал в Нью-Йорке и Бостоне. В 1908 году по приглашению Сергея Дягилева он участвовал в постановке «Бориса Годунова» в парижской Гранд-Опера. После триумфального успеха в этой опере Алчевскому предложили постоянный контракт. За время работы в Гранд-Опера он исполнил около сорока ролей. Певец покорял слушателей большой драматической силой и выразительностью в труднейших теноровых партиях. А его исполнение партии Самсона в опере «Самсон и Далила» Сен-Санса вызвало восторг у самого автора оперы.
После начала Первой мировой войны Иван Алчевский вернулся на родину. Он попеременно выступал на московской и петербургской императорских сценах, продолжал активную концертную деятельность. В 1916-17 годах артист много гастролировал по стране — в том числе на Украине и на Кавказе. Его последнее выступление состоялось в Баку. 26 апреля 1917 года в возрасте всего сорока лет певец скоропостижно скончался. Присутствовавшие на похоронах вспоминали, что когда его тело опускали в могилу, рядом все время пел соловей.
Уникальные звукозаписи — это живая история музыки.
Е. Б. Сигейкина
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.