Башкирский курай

Выпуск 343
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Самый популярный в Башкирии народный инструмент курай представлен в коллекции Музея музыки несколькими экземплярами. Кураю посвящены стихи национального героя и поэта-сказителя Салавата Юлаева:
Заиграй же, мой курай, Песню, чтоб вошла в сердца, и Урал, и весь наш край Прославляя без конца…
Курай — это продольная флейта из стебля одноименного растения. Для изготовления инструмента выбирали гладкий, полый и чистый внутри стебель. В нём вырезали пять прямоугольных отверстий — четыре на лицевой стороне и одно на тыльной. Обычно музыканты изготавливали инструменты сами.
Башкирский курай
Во время игры исполнители — курайсы — удерживают широкий конец курая между зубами. При этом верхняя губа плотно прижимается к инструменту, а нижняя приоткрыта. С помощью приёма передувания курайсы доводили диапазон инструмента до двух с половиной октав. Традиционно, начиная игру, музыканты извлекали на курае один протяжный звук. Затем голосом опускались на квинту вниз. Этот гортанный органный пункт постоянно сопровождал инструментальную мелодию. Звук курая очень приятного тембра, но слабый. Вместе с тем, у хороших исполнителей мелодия приобретает силу и наполненность. Некоторые музыканты владеют искусством звукоподражания, имитацией голосов птиц и животных. Играют на курае преимущественно мужчины, но встречались и женщины-курайсы, хорошо владевшие этим инструментом.
Курай для башкир не только музыкальный инструмент, но и средство передачи исторической памяти от поколения к поколению. По традиции перед исполнением мелодии или песни музыкант рассказывал легенду о её происхождении. Курай — очень древний инструмент. Так, при археологических раскопках Бишунгаровского кургана в Башкирии была обнаружена предтеча курая — костяная флейта с прямоугольным стволом и одиннадцатью отверстиями. Этот инструмент датируется четвертым-вторым веками до нашей эры. Место возникновения курая до сих пор не известно. Существует две теории его происхождения — тюркская и иранская. Первые же письменные упоминания о курае датируются XIII–XIV веками нашей эры. Курай часто упоминается в башкирском эпосе, народных легендах и сказках. По одной из легенд в ходе сражения крик журавлей испугал врагов и обратил их в бегство. Поэтому башкиры традиционно поклоняются журавлям. Древняя мелодия под названием «Звенящие журавли» исполняется только на курае — лишь на нём можно издать звуки, подобные крику журавлей.
Курай считается одним из национальных символов башкирского народа. Стилизованное соцветие курая из семи лепестков изображено на гербе и флаге Башкортостана.
Народные инструменты — это живая история музыки
Е. Б. Сигейкина
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.