Мандолина фабрики имени Луначарского

Выпуск 336
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Вскоре после войны из Всесоюзного дома народного творчества в фонды Музея поступило 11 инструментов, изготовленных в 1930-е годы в Ленинграде на Фабрике имени Анатолия Луначарского. Среди них — три балалайки, две домры, пять гитар и одна мандолина. Это особая мандолина — португальского типа.
В отличие от более распространенной неаполитанской мандолины, португальская имеет не выпуклый корпус, а плоский, благодаря чему она проще в изготовлении, а по звуку мало отличается от неаполитанской. Музейная мандолина очень необычно декорирована: на ее верхней деке изображены три музыкальных инструмента скрипка, неаполитанская мандолина и духовой рожок, а также фрагмент нотной строчки. А на дне инструмента изображен Пьеро — он играет на 4-х струнной гитаре, и сверху на него с улыбкой взирает полумесяц.
Мандолина фабрики имени Луначарского
Фабрика имени Луначарского была крупнейшим в СССР предприятием по производству народных инструментов. Она была создана на базе фортепианной фабрики «ШрЁдер». Имя Луначарского Государственная фортепианная фабрика получила в 1922 году. А вскоре было принято решение выпускать струнные щипковые инструменты для народных масс. Работа начиналась в тяжелых условиях — помещения были разрушены пожарами, не хватало специалистов, не было четких планов. И, тем не менее, уже в 1925 году было изготовлено почти 26 тысяч инструментов — хотя тогда работал только один, балалаечный цех.
Годом позже предприятие получило новое название Фабрика народных музыкальных инструментов имени Луначарского. Через несколько лет был открыт мандолинный цех — это расширило производственные площади фабрики. В 1934 году здесь действовало уже 135 отечественных станков, — они были сделаны в Воронеже. В течение года на фабрике выпускалось огромное число инструментов — примерно 390 тысяч! Это было полное семейство балалаек и домр, а также гусли, мандолины, акустические гитары. Позже к ним прибавились арфы, двенадцати-струнные гитары и электрогитары.
Начиная с 1950-х годов, ленинградские балалайки, домры, мандолины, арфы и гитары не раз завоевывали высокие оценки и призы на международных выставках. В 1993 году предприятие было приватизировано, в результате появилось Открытое акционерное общество «Арфа». Однако просуществовало оно недолго и закрылось в 2005 году, а помещения и оборудование были распроданы.
Так грустно закончилась некогда славная история главной отечественной фабрики народных инструментов. Однако сделанные на фабрике имени Луначарского прекрасные балалайки, домбры, мандолины, гитары и сегодня продолжают служить музыкальному искусству.
Редкие музыкальные инструменты — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.