Издание оперы К. Кавоса «Иван Сусанин»
Выпуск 335
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В коллекции Музея музыки хранится редкое издание XIX века — опера «Иван Сусанин». Ее автор — популярный в свое время российский композитор итальянского происхождения Катерино Альбертович Кавос.
Вместе с итальянской оперной труппой молодой музыкант приехал в Россию в самом конце XVIII века. И вскоре стал капельмейстером итальянской и русской оперы, инспектором оркестра. Позже занял высокий пост директора музыки. Кавос написал более пятидесяти опер и балетов, в том числе на русские сюжеты — былинные, сказочные, исторические.
После Отечественной войны 1812 года на волне национального подъема композитор создал балеты-дивертисменты на патриотическую тему — «Ополчение, или Любовь к Отечеству», «Русские в Германии», «Торжество России, или Русские в Париже». Тогда же Кавос сочинил оперу на либретто князя Шаховского — «Иван Сусанин».
Это была одна из первых попыток создания отечественной драматической оперы. Композитор широко использовал русские народные песни, разрабатывая их с помощью полифонических приёмов. Однако драматический образ главного героя не получился. Виной тому было неудачное либретто. Шаховской предпочел благополучный финал — в духе модных тогда французских «опер спасения». Иван Сусанин не гибнет, а блуждает с поляками по лесу, дожидаясь русского отряда и своего освобождения. В финале, как было принято в популярных музыкальных драмах, главные герои выходят на авансцену и поют нравоучительные куплеты: «Пусть злодей страшится и дрожит весь век, должен веселиться добрый человек».
Тем не менее, опера «Иван Сусанин» имела огромный успех. Премьера состоялась в Петербурге в 1815 году. До появления «Жизни за царя» Глинки оставалось чуть более двадцати лет. Кстати, при подготовке премьеры оперы русского композитора Кавос, имевший большое влияние, повел себя более чем достойно: он не только не препятствовал постановке, но, по свидетельству Глинки, «более всех других убеждал директора поставить оперу, а впоследствии вел репетиции усердно и честно».
«Иван Сусанин» Кавоса продержался на сцене до 1850-х годов. И знаменитый бас Осип Петров пел партии Сусанина в обеих операх. Клавир оперы Кавоса был выпущен в Петербурге Федором Стелловским, известным издателем русской музыки. Последний раз эта опера была исполнена в 1854 году.
Раритетные издания — это живая история музыки.
Н. Ю. Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.