Издание оперы К. Кавоса «Иван Сусанин»

Выпуск 335
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В коллекции Музея музыки хранится редкое издание XIX века — опера «Иван Сусанин». Ее автор — популярный в свое время российский композитор итальянского происхождения Катерино Альбертович Кавос.
Издание оперы К. Кавоса «Иван Сусанин»
Вместе с итальянской оперной труппой молодой музыкант приехал в Россию в самом конце XVIII века. И вскоре стал капельмейстером итальянской и русской оперы, инспектором оркестра. Позже занял высокий пост директора музыки. Кавос написал более пятидесяти опер и балетов, в том числе на русские сюжеты — былинные, сказочные, исторические.
После Отечественной войны 1812 года на волне национального подъема композитор создал балеты-дивертисменты на патриотическую тему — «Ополчение, или Любовь к Отечеству», «Русские в Германии», «Торжество России, или Русские в Париже». Тогда же Кавос сочинил оперу на либретто князя Шаховского — «Иван Сусанин». Это была одна из первых попыток создания отечественной драматической оперы. Композитор широко использовал русские народные песни, разрабатывая их с помощью полифонических приёмов. Однако драматический образ главного героя не получился. Виной тому было неудачное либретто. Шаховской предпочел благополучный финал — в духе модных тогда французских «опер спасения». Иван Сусанин не гибнет, а блуждает с поляками по лесу, дожидаясь русского отряда и своего освобождения. В финале, как было принято в популярных музыкальных драмах, главные герои выходят на авансцену и поют нравоучительные куплеты: «Пусть злодей страшится и дрожит весь век, должен веселиться добрый человек».
Тем не менее, опера «Иван Сусанин» имела огромный успех. Премьера состоялась в Петербурге в 1815 году. До появления «Жизни за царя» Глинки оставалось чуть более двадцати лет. Кстати, при подготовке премьеры оперы русского композитора Кавос, имевший большое влияние, повел себя более чем достойно: он не только не препятствовал постановке, но, по свидетельству Глинки, «более всех других убеждал директора поставить оперу, а впоследствии вел репетиции усердно и честно».
«Иван Сусанин» Кавоса продержался на сцене до 1850-х годов. И знаменитый бас Осип Петров пел партии Сусанина в обеих операх. Клавир оперы Кавоса был выпущен в Петербурге Федором Стелловским, известным издателем русской музыки. Последний раз эта опера была исполнена в 1854 году.
Раритетные издания — это живая история музыки.
Н. Ю. Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.