Саксгорн Адольфа Сакса
Выпуск 334
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Адольф Сакс — мастер, конструктор и изобретатель музыкальных инструментов — известен созданием саксофона и саксгорнов.
Он родился в 1814 году в бельгийском городке Динан, в семье мастера духовых инструментов Шарля Жозефа Сакса. Уже в двенадцать лет мальчик помогал отцу в сборке деталей деревянных духовых инструментов, шлифовке клапанов, а в шестнадцать смастерил первую флейту и кларнет. На этих же инструментах он обучался в Брюссельской консерватории. Когда Адольфу исполнилось 20 лет, отец передал ему руководство своей мастерской в Брюсселе.
В 1840 году Адольф Сакс усовершенствовал кларнет и бас-кларнет. Два года спустя он открыл в Париже фабрику духовых инструментов. Здесь мастер конструировал новые семейства медных духовых инструментов. Помимо саксофонов, это были сакс-горны и саксо-тромбы. Вскоре они были введены в военные оркестры.
Саксгорн — хроматический инструмент овальной формы. Его трубка расширяется от мундштука к раструбу. Вместо клапанов Сакс снабдил саксгорн вентильным механизмом. Мастер изготавливал целых семь инструментов этого семейства. Они охватывали весь диапазон духового оркестра сверху вниз: сопранино, сопрано, альт, тенор, бас, низкий бас и контрабас.
В музейной экспозиции представлен экспериментальный инструмент, изготовленный Адольфом Саксом в конце 1860-х годов. Инструмент сочетает черты сакс-горна и бюгель-горна, поскольку он снабжен сдвоенным механизмом — и клапанным, и вентильным.
За свою творческую жизнь Адольф Сакс запатентовал 35 изобретений и издал школы игры на всех изобретенных им инструментах. Однако недобросовестные конкуренты много раз подавали на него в суд, обвиняя в плагиате. В итоге судебные расходы разорили Сакса, и его фирма по производству музыкальных инструментов обанкротилась. Мастер умер в бедности и был похоронен на кладбище Монмартр в Париже. Однако изобретенные им инструменты до сих пор служат музыке. Адольф Сакс внес огромный вклад в развитие оркестрового дела и исполнительства.
Редкие инструменты — это живая история музыки.
Н. В. Милешина