Редкие записи Ивана Грызунова

Выпуск 333
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Грызунов — выходец из крестьянской семьи. После окончания коммерческого училища работал служащим в банке, но любовь к пению привела его на оперную сцену. Грызунов учился у бывшего солиста Большого театра Каспара Кржижановского. В 1903 году молодой певец дебютировал на сцене московского театра «Эрмитаж» в опере Эспозито «Каморра», а годом позже впервые вышел на сцену Большого театра — в партии Евгения Онегина. Впоследствии она стала украшением репертуара артиста. Его успеху способствовали эффектная сценическая внешность, вокальное мастерство, выразительность исполнения, чувство стиля. Грызунова считали лучшим Онегиным после первого исполнителя этой партии Павла Хохлова.
Редкие записи Ивана Грызунова
На сцене Большого театра за свою недолгую жизнь певец исполнил больше двадцати партий. Благодаря прекрасному владению голосом и сценическому мастерству он выступал не только в партиях лирического баритона, но и в драматических ролях. Среди лучших образов Грызунова — Жермон в «Травиате», Эскамильо в «Кармен», Вольфрам в «Тангейзере», Валентин в «Фаусте», Демон в одноименной опере Рубинштейна, Мизгирь в «Снегурочке». В 1906 году Грызунов исполнил партию Герцога на премьере оперы Рахманинова «Скупой рыцарь» под управлением автора. А год спустя совершил успешную гастрольную поездку по Италии.
Грызунов был замечательным камерным певцом. В его концертном репертуаре преобладали произведения русских композиторов. Особой проникновенностью отличалось исполнение романсов Чайковского и Рахманинова.
Огромная нагрузка, а также частые выступления в несвойственном голосу репертуаре драматического баритона повлекли за собой ухудшение вокальной формы артиста и проблемы со здоровьем. В 1916 году Грызунов оставил Большой театр, в котором выступал двенадцать лет. А три года спустя замечательный певец скоропостижно скончался. Прожив чуть больше сорока лет, он оставил очень яркий след в исполнительском искусстве XX века.
Редкие звукозаписи — это живая история музыки.
Е. Б. Сигейкина
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.