Шаржи Аркадия Мазаева

Выпуск 319
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Аркадий Мазаев окончил Московскую консерваторию по классу композиции. Он автор симфонических произведений, романсов, музыки к спектаклям. За симфоническую поэму «Краснодонцы» Мазаев был даже удостоен Сталинской премии.
Менее известно другое дарование Мазаева — талант художника-карикатуриста. В середине 1950-х годов Мазаев передал в Музей музыки коллекцию шаржированных портретов своих коллег по Союзу композиторов. Художник изобразил их с улыбкой, не столько отмечая внешние особенности — например, длинная шея Кабалевского или детский чубчик Шостаковича, — сколько напоминая о творческой манере: затянувшееся на десятилетия сочинение Юрием Шапориным оперы «Декабристы» или увлечение Михаила Гнесина собственными мемуарами. Портреты сопровождаются стихотворными эпиграммами Сергея Болотина и Абрама Гольденберга, известного под псевдонимом Арго. Серия была создана в конце сороковых годов.
Шаржи Аркадия Мазаева
На одном из карандашных шаржей художник изобразил композитора Матвея Блантера, слегка укрупнив черты лица и заострив внимание на смоляных кудрях и бровях. Как мы знаем, легендарная песня Блантера «Катюша», написанная незадолго до Великой Отечественной войны, обрела неслыханную популярность во всем мире. Шуточное стихотворение Арго под портретом — еще один из бесчисленных вариантов текста песни.
Отцветают яблони и груши И сирень давно уж отцвела, Ходит молча берегом Катюша, Будто в рот водицы набрала. Как узнать молчания причину, Почему такой большой пробел? Потому, что песнями дивчину Обеспечить Блантер не сумел.
На другом рисунке изображен композитор Владимир Захаров — в русской косоворотке навыпуск и с гармонью в руках. Целых 25 лет Захаров был бессменным руководителем Хора имени Пятницкого. Он написал множество песен, ставших «народными», — в том числе знаменитую «Вдоль деревни» на слова Михаила Исаковского. В ней есть такие строки: «Загудели, заиграли провода — мы такого не видали никогда». Именно их обыгрывает в своей стихотворной эпиграмме поэт Сергей Болотин:
Не гонясь за изощренной красотой, Покорил он всех гуманной простотой, Но прошли уже немалые года Все поют одно и то же провода: «Мы такого не видали никогда!..»
Ценные экспонаты — это важная часть нашей музыкальной культуры.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.