Алевтина Пасхалова — Снегурочка

Выпуск 313
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
На фотографии из коллекции Музея музыки — красивая черноглазая девушка в костюме Снегурочки из одноименной оперы Римского-Корсакова — на фоне декорации, изображающей заснеженный лес. Эту партию исполняли лучшие колоратурные сопрано. И одна из них — Алевтина Михайловна Пасхалова.
Алевтина Пасхалова — Снегурочка
Она родилась в 1875 году в Саратовской губернии. В детстве ее учителем по фортепиано был Федор Михайлович Достоевский, племянник и полный тезка великого писателя, ученик Антона Рубинштейна. У девочки был красивый голос. Приехав в Москву, она поступила в консерваторию в класс известной певицы Елизаветы Лавровской. А затем произошло главное событие в ее жизни: судьба свела начинающую певицу с меценатом, основателем Московской частной оперы Саввой Мамонтовым. В поисках новых артистов для своего театра он часто бывал на консерваторских концертах. Алевтина Пасхалова приглянулась ему — красивым, теплым тембром и юной, трогательной внешностью.
Приглашение Мамонтова поехать с Частной оперой на гастроли в Санкт-Петербург и спеть партию Снегурочки в опере Римского-Корсакова, да еще в присутствии композитора — заставило певицу буквально трепетать. В воспоминаниях, написанных на склоне лет, Алевтина Михайловна так рассказывала о своеобразном экзамене, который ей пришлось выдержать перед тем, как выйти на сцену: «При встрече с Римским-Корсаковым Мамонтов сказал: — Вот Вам Снегурочка, лучшая ученица Лавровской, прошу любить и жаловать. — На эту милую рекомендацию Римский-Корсаков протянул мне сухую руку и процедил: посмотрим, знаете ли Вы партию, могу сейчас Вас проверить». Взволнованная и убитая его приемом, я совершенно потеряла самообладание и заявила, что петь не буду. После чего со мной сделался истерический припадок, я залилась слезами и умоляла освободить меня от этой пытки. Мамонтов метался как зверь, вызвали врача, еле меня откачали, и около часа я была вполне беспомощна. Холодно и зло сидел за пианино Римский-Корсаков и ждал конца моей истерики. Наконец меня успокоили, и я решилась запеть. Римский-Корсаков изрек: — М-да, тембр красивый, музыкальная, партию знаете».
Уже после первой арии Снегурочки в театре раздались аплодисменты, а дебютантка даже не поняла, что они были адресованы именно ей. К концу акта успех молодой певицы рос, и, выходя на поклоны в конце акта, Римский-Корсаков вывел за руку и ее. Рецензии были благожелательны, Пасхалову хвалили, как юную многообещающую певицу.
Как же сложилась ее дальнейшая карьера? Алевтина Пасхалова стала настоящей оперной примадонной, выступала на лучших сценах Москвы, Петербурга, стажировалась в Италии и пела в театре Ла Скала. Ее репертуар насчитывал шестьдесят оперных партий. Больше всего она любила роль Татьяны в «Евгении Онегине». Великий знаток и ценитель искусства, Савва Мамонтов не ошибся, пригласив начинающую певицу, и открыл ей дорогу к славе. А дебют Алевтины Пасхаловой запечатлела музейная фотография.
Ценные экспонаты — это важная часть нашей музыкальной истории.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.