Бансури

Выпуск 308
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В коллекции музея музыки хранится нарядная тростниковая флейта, украшенная разноцветными полосками фольги и серебряной проволоки. Это индийский классический духовой инструмент бансури, связанный с традиционным музицированием хиндустани — севера страны.
Бансури
Один из древнейших инструментов, флейта бансури имеет для индусов особое культурное и религиозное значение. Она символизирует творческую благодать, эмоциональную глубину и духовные стремления. Бансури почитается как божественный инструмент Кришны. В индуистском искусстве Кришну изображают как мальчика-пастуха, играющего на флейте. С этим инструментом связана обширная иконография и литература. Бансури упоминается в древнейшем памятнике индийской литературы — Ригведах. Изображения небесных музыкантов-полубогов, играющих на флейтах, нашли в древних пещерных храмах.
Для изготовления бансури обычно используют бамбук. Чтобы превосходно звучать, бамбук должен быть прямым и ровным, иметь тонкие стенки. Его некоторое время выдерживают, один конец закрывают пробкой и затем раскаленными металлическими прутьями прожигают шесть отверстий для пальцев. Высверливать их нельзя — это нарушит целостность бамбукового ствола. После того как все отверстия готовы, бансури погружают в раствор специальных масел, через некоторое время очищают, сушат и обвязывают шёлковыми или нейлоновыми шнурами, — это и украшает инструмент, и защищает его от воздействия температур. В отличие от западных духовых ни один индийский инструмент не имеет клапанов, отверстия закрываются только пальцами.
Конструкция бансури и необычная техника исполнения помогает передавать особенности классической индийской музыки. Звук бансури богат тончайшими оттенками. По сравнению с обычной флейтой, у этого инструмента заметна чуть хриплая теплота, что делает его похожим на человеческий голос. Тонкие стенки бамбука прекрасно резонируют, насыщая звук большим количеством обертонов. Как концертный инструмент бансури стала использоваться лишь в 20-м столетии. Исполняемые композиции основаны на традиции классической северо-индийской музыки, ее ладовых и ритмических формулах.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.(открывается в новом окне)

Последние выпуски программы

Василий Андреев

Василий Андреев, основатель Великорусского оркестра народных инструментов. Сын купца из города Бежецка Тверской губернии с детства играл на фортепиано, скрипке, различных народных инструментах.

«Неистовая пляска Глинки»

На рисунке художника Николая Степанова из фондов Музея музыки изображена вымышленна сцена из испанского путешествия Глинки. В нижнем левом углу художник подписал название своего рисунка — «Неистовая пляска Михаила Ивановича Глинки» Композитор с детства мечтал побывать в Испании. Его мечта осуществилась в 1845 году.

«Aria. Stradella». Рукопись инструментовки Чайковского

Настоящей сокровищницей Российского национального музея музыки является отдел документов и личных архивов. Почти каждая рукопись скрывает удивительную, а порой и детективную историю.

Поиск по сайту