Сарод

Выпуск 306
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Один из популярнейших инструментов типа лютни в индийской классической музыкальной традиции — сарод, струнный щипковый инструмент с богатыми выразительными возможностями. Считается, что он ведет свое происхождение от афганского рабаба и индийской лютни, известных с глубокой древности. Размеры и конструкция сарода варьируются в разных районах Индии.
В собрании музея музыки находится сарод, подаренный выдающимся индийским музыкантом, виртуозом игры на ситаре Рави Шанкаром.
Сарод
Корпус сарода, с выемками по бокам, выдолблен из цельного куска красного дерева. Резонатор в форме полусферы, покрытый сверху пергаментом, суживается и переходит в металлический гриф без ладов. В загнутую головку грифа вставлены восемь больших колков для мелодических струн, чуть ниже два колка для струн-бурдонов и еще двенадцать маленьких колков для резонирующих струн. Струны сарода в прошлом были жильными, в наше время они стальные и медные.Играют на сароде сидя, оперев его корпус на правую ногу. Звук извлекают особым плектром под названием «джава». Он сделан из дерева или слоновой кости. На грифе играют пальцами левой руки.
Особенности конструкции, в частности металлический гриф, придают сароду специфическое холодноватое звучание. Быстро затухающий звук инструмента требует особой техники игры, которая связывает звуки в развёрнутые ладо-мелодические построения — «гирлянды». Это особенно свойственно быстрым разделам индийской раги. Изощренная конструкция сарода позволяет достигать технического совершенства и выразительных нюансов.
В современной концертной практике сарод используется как солирующий инструмент, часто с ритмическим аккомпанементом двух небольших барабанчиков — «тáбла». В 20-м веке сарод получил широкую известность на Западе во многом благодаря усилиям Алладдин Хана — основателя майхарской исполнительской школы, отца и учителя блестящего музыканта Али Акбар Хана.
Уникальные инструменты — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества.

Несостоявшиеся концерты Рахманинова

Недавно завершилась реставрация ценного документа из фонда Сергея Рахманинова в Музее музыки. На ветхом пожелтевшем листе бумаги напечатаны программы сольных концертов, которые пианист собирался дать в Мексике.