Сарод

Выпуск 306
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Один из популярнейших инструментов типа лютни в индийской классической музыкальной традиции — сарод, струнный щипковый инструмент с богатыми выразительными возможностями. Считается, что он ведет свое происхождение от афганского рабаба и индийской лютни, известных с глубокой древности. Размеры и конструкция сарода варьируются в разных районах Индии.
В собрании музея музыки находится сарод, подаренный выдающимся индийским музыкантом, виртуозом игры на ситаре Рави Шанкаром.
Сарод
Корпус сарода, с выемками по бокам, выдолблен из цельного куска красного дерева. Резонатор в форме полусферы, покрытый сверху пергаментом, суживается и переходит в металлический гриф без ладов. В загнутую головку грифа вставлены восемь больших колков для мелодических струн, чуть ниже два колка для струн-бурдонов и еще двенадцать маленьких колков для резонирующих струн. Струны сарода в прошлом были жильными, в наше время они стальные и медные.Играют на сароде сидя, оперев его корпус на правую ногу. Звук извлекают особым плектром под названием «джава». Он сделан из дерева или слоновой кости. На грифе играют пальцами левой руки.
Особенности конструкции, в частности металлический гриф, придают сароду специфическое холодноватое звучание. Быстро затухающий звук инструмента требует особой техники игры, которая связывает звуки в развёрнутые ладо-мелодические построения — «гирлянды». Это особенно свойственно быстрым разделам индийской раги. Изощренная конструкция сарода позволяет достигать технического совершенства и выразительных нюансов.
В современной концертной практике сарод используется как солирующий инструмент, часто с ритмическим аккомпанементом двух небольших барабанчиков — «тáбла». В 20-м веке сарод получил широкую известность на Западе во многом благодаря усилиям Алладдин Хана — основателя майхарской исполнительской школы, отца и учителя блестящего музыканта Али Акбар Хана.
Уникальные инструменты — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.