Кувшин из постановки «Псковитянки»

  • 19 ноября 2018
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В коллекции музея хранится необычный предмет — керамический позолоченный кувшин. Это часть театрального реквизита, он участвовал в спектакле Московской частной оперы Мамонтова в 1896 году. Ольга, героиня оперы Римского-Корсакова «Псковитянка», подносила этот кувшин царю Ивану Грозному. Роль Ольги исполняла молодая певица Варвара Эберле.
Кувшин из постановки «Псковитянки»
Дочь воронежского помещика, Эберле приехала в Москву учиться и быстро вошла в круг художественной и театральной молодежи. Подруга Варвары, Татьяна Щепкина-Куперник в своих воспоминаниях уделила Эберле несколько поэтичных строк: «высокая стройная девушка с зелеными глазами и темно-рыжими волосами цвета спелого каштана, освещенного закатом».
А другая подруга, Мария Чехова, вспоминала: «Ну и нелепая же была Варя! Всегда нуждалась…а веселая! Смеялась безудержным, захлебывающимся смехом…». Среди знакомых Эберле были Антон Чехов, композитор Александр Спендиаров и его брат Лев, Исаак Левитан, балерина Большого театра Екатерина Гельцер, Софья Кувшинникова — прототип чеховской Попрыгуньи, и даже член 2-й Государственной думы Михаил Стахович. Когда у Варвары Эберле собирались гости, она садилась на ковер и пела русские песни, аккомпанируя себе на балалайке. У нее был негромкий, но красивый и задушевный голос, и пела она так, как может петь только девушка, родившаяся в воронежских степях.
Одна из ярких страниц биографии Варвары Эберле — ее недолгая служба в Большом театре. Эберле спела партию Татьяны в «Евгении Онегине» Чайковского и Наташу в «Русалке» Даргомыжского. Но больше всего запомнилась ее роль Ольги в «Псковитянке» Римского-Корсакова на сцене Частной оперы Мамонтова — и случилось это во многом благодаря ее партнеру, молодому Федору Шаляпину.
«Псковитянка» была поставлена на сцене Мамонтовской оперы в 1896 году, спустя двадцать лет после премьеры в Мариинском театре. Композитор дважды приезжал в Москву на спектакль и особенно отметил исполнение Шаляпиным роли Ивана Грозного. Опера прошла в первом сезоне пятнадцать раз с огромным успехом. Мамонтов отнесся к «Псковитянке» с восторгом, а для самого Шаляпина эта роль стала одной из любимых. В архиве Варвары Эберле сохранились фотографии сцен из «Псковитянки» — в том числе и сцены с кувшином, и трагический финал оперы: царь Иван склоняется над телом убитой дочери Ольги.
Кувшин из постановки «Псковитянки»
Служба в Мамонтовской опере определила и личную жизнь певицы — она вышла замуж за старшего сына Мамонтова, Сергея. Федор Шаляпин не раз приезжал в гости в их домик неподалеку от Абрамцево. Сергей Мамонтов умер молодым в 1915 году, а вот Варвара Эберле дожила до глубокой старости.
Ценные экспонаты — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Альфред Шнитке и Геннадий Рождественский

В фондах Музея музыки хранится уникальный снимок, сделанный после исполнения Первой симфонии Альфреда Шнитке в Большом зале Московской консерватории в марте 1986 года. Мы видим автора вместе с дирижёром Геннадием Рождественским, которому композитор посвятил сочинение.

Альфред Шнитке и Мстислав Ростропович

Многих выдающихся музыкантов связывала не только совместная работа, но и крепкая дружба. Именно такими были отношения Альфреда Шнитке и Мстислава Ростроповича.

Альфред Шнитке и Юрий Башмет

На фотографии из фондов Музея музыки мы видим композитора Альфреда Шнитке и альтиста Юрия Башмета. Снимок сделан в мае 1987 года после концерта в Большом зале Московской консерватории. В тот вечер Башмет впервые исполнил для москвичей Концерт для альта с оркестром Шнитке.