Кувшин из постановки «Псковитянки»

Выпуск 305
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В коллекции музея хранится необычный предмет — керамический позолоченный кувшин. Это часть театрального реквизита, он участвовал в спектакле Московской частной оперы Мамонтова в 1896 году. Ольга, героиня оперы Римского-Корсакова «Псковитянка», подносила этот кувшин царю Ивану Грозному. Роль Ольги исполняла молодая певица Варвара Эберле.
Кувшин из постановки «Псковитянки»
Дочь воронежского помещика, Эберле приехала в Москву учиться и быстро вошла в круг художественной и театральной молодежи. Подруга Варвары, Татьяна Щепкина-Куперник в своих воспоминаниях уделила Эберле несколько поэтичных строк: «высокая стройная девушка с зелеными глазами и темно-рыжими волосами цвета спелого каштана, освещенного закатом».
А другая подруга, Мария Чехова, вспоминала: «Ну и нелепая же была Варя! Всегда нуждалась…а веселая! Смеялась безудержным, захлебывающимся смехом…». Среди знакомых Эберле были Антон Чехов, композитор Александр Спендиаров и его брат Лев, Исаак Левитан, балерина Большого театра Екатерина Гельцер, Софья Кувшинникова — прототип чеховской Попрыгуньи, и даже член 2-й Государственной думы Михаил Стахович. Когда у Варвары Эберле собирались гости, она садилась на ковер и пела русские песни, аккомпанируя себе на балалайке. У нее был негромкий, но красивый и задушевный голос, и пела она так, как может петь только девушка, родившаяся в воронежских степях.
Одна из ярких страниц биографии Варвары Эберле — ее недолгая служба в Большом театре. Эберле спела партию Татьяны в «Евгении Онегине» Чайковского и Наташу в «Русалке» Даргомыжского. Но больше всего запомнилась ее роль Ольги в «Псковитянке» Римского-Корсакова на сцене Частной оперы Мамонтова — и случилось это во многом благодаря ее партнеру, молодому Федору Шаляпину.
«Псковитянка» была поставлена на сцене Мамонтовской оперы в 1896 году, спустя двадцать лет после премьеры в Мариинском театре. Композитор дважды приезжал в Москву на спектакль и особенно отметил исполнение Шаляпиным роли Ивана Грозного. Опера прошла в первом сезоне пятнадцать раз с огромным успехом. Мамонтов отнесся к «Псковитянке» с восторгом, а для самого Шаляпина эта роль стала одной из любимых. В архиве Варвары Эберле сохранились фотографии сцен из «Псковитянки» — в том числе и сцены с кувшином, и трагический финал оперы: царь Иван склоняется над телом убитой дочери Ольги.
Кувшин из постановки «Псковитянки»
Служба в Мамонтовской опере определила и личную жизнь певицы — она вышла замуж за старшего сына Мамонтова, Сергея. Федор Шаляпин не раз приезжал в гости в их домик неподалеку от Абрамцево. Сергей Мамонтов умер молодым в 1915 году, а вот Варвара Эберле дожила до глубокой старости.
Ценные экспонаты — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.(открывается в новом окне)

Последние выпуски программы

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества.

Ачарпын

Ачарпын — один из старейших музыкальных инструментов абхазов. О его происхождении существует немало песен и легенд.

Поиск по сайту