Начальное управление Олега

Выпуск 304
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В музейном собрании печатных книг и нот можно обнаружить настоящие сокровища. К их числу относится партитура оперы «Начальное управление Олега». Ноты отпечатаны в Санкт-Петербурге в типографии Горного училища в 1791 году.
Издание роскошное: большой формат со множеством иллюстраций. В начале помещено пространное «Объяснение на музыку, господином Сартием сочиненную» — экскурс в историю древнегреческой музыки в переводе Николая Львова. Затем следует список действующих лиц, среди которых — князья Олег и Игорь, киевские бояре, дружинники и военачальники, послы константинопольского императора Леона и он сам с императрицей Зоей, а также хор и балет. Партитуру предваряет полное либретто оперы, причем в начале каждого действия помещена иллюстрация. Действие начинается в Москве (согласно ремарке, «театр представляет место, где реки Москва, Яуза и Неглинная соединяются»), а заканчивается в Константинополе: Олег прибивает щит князя Игоря к столбу ипподрома со словами: «Пусть позднейшие потомки узрят его тут».
Начальное управление Олега
Исторические и географические несуразицы остаются на совести автора. А автор этого либретто — самая знаменитая русская писательница 18-го столетия, императрица Екатерина Вторая. Она, безусловно, обладала литературным талантом, писала пьесы и аллегорические сказки, занималась переводами. В текст либретто, написанного в 1786 году, включены и русские народные стихотворные тексты, и стихи Ломоносова, и переводы из Эврипида.
Музыка оперы — тоже коллективный труд. Вначале она была заказана итальянцу Чимароза. Но его сочинение императрице не понравилось, и был приглашен придворный маэстро Джузеппе Сарти, а в помощь ему — русский композитор Василий Пашкевич. Работа затягивалась, а императрица спешила, и появился третий автор — итальянский композитор Карло Каннобио, который написал оркестровые антракты к каждому действию и марш. Интересно, что в антрактах он использовал русские народные песни — «Заинька, попляши», «Что пониже было города Саратова» и «Камаринская». Сарти сочинил музыку к пятому действию и четыре хора на слова Ломоносова, а Пашкевич — свадебные хоры.
Премьера спектакля состоялась 22 октября 1790 года в Эрмитажном театре Санкт-Петербурга. Спустя 36 лет марш из оперы прозвучал на коронации Николая I. Сейчас отдельные фрагменты, хоть и редко, но исполняются в концертах старинной музыки.
Уникальные нотные издания — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.