Начальное управление Олега

  • 16 ноября 2018
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В музейном собрании печатных книг и нот можно обнаружить настоящие сокровища. К их числу относится партитура оперы «Начальное управление Олега». Ноты отпечатаны в Санкт-Петербурге в типографии Горного училища в 1791 году.
Издание роскошное: большой формат со множеством иллюстраций. В начале помещено пространное «Объяснение на музыку, господином Сартием сочиненную» — экскурс в историю древнегреческой музыки в переводе Николая Львова. Затем следует список действующих лиц, среди которых — князья Олег и Игорь, киевские бояре, дружинники и военачальники, послы константинопольского императора Леона и он сам с императрицей Зоей, а также хор и балет. Партитуру предваряет полное либретто оперы, причем в начале каждого действия помещена иллюстрация. Действие начинается в Москве (согласно ремарке, «театр представляет место, где реки Москва, Яуза и Неглинная соединяются»), а заканчивается в Константинополе: Олег прибивает щит князя Игоря к столбу ипподрома со словами: «Пусть позднейшие потомки узрят его тут».
Начальное управление Олега
Исторические и географические несуразицы остаются на совести автора. А автор этого либретто — самая знаменитая русская писательница 18-го столетия, императрица Екатерина Вторая. Она, безусловно, обладала литературным талантом, писала пьесы и аллегорические сказки, занималась переводами. В текст либретто, написанного в 1786 году, включены и русские народные стихотворные тексты, и стихи Ломоносова, и переводы из Эврипида.
Музыка оперы — тоже коллективный труд. Вначале она была заказана итальянцу Чимароза. Но его сочинение императрице не понравилось, и был приглашен придворный маэстро Джузеппе Сарти, а в помощь ему — русский композитор Василий Пашкевич. Работа затягивалась, а императрица спешила, и появился третий автор — итальянский композитор Карло Каннобио, который написал оркестровые антракты к каждому действию и марш. Интересно, что в антрактах он использовал русские народные песни — «Заинька, попляши», «Что пониже было города Саратова» и «Камаринская». Сарти сочинил музыку к пятому действию и четыре хора на слова Ломоносова, а Пашкевич — свадебные хоры.
Премьера спектакля состоялась 22 октября 1790 года в Эрмитажном театре Санкт-Петербурга. Спустя 36 лет марш из оперы прозвучал на коронации Николая I. Сейчас отдельные фрагменты, хоть и редко, но исполняются в концертах старинной музыки.
Уникальные нотные издания — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Альфред Шнитке и Геннадий Рождественский

В фондах Музея музыки хранится уникальный снимок, сделанный после исполнения Первой симфонии Альфреда Шнитке в Большом зале Московской консерватории в марте 1986 года. Мы видим автора вместе с дирижёром Геннадием Рождественским, которому композитор посвятил сочинение.

Альфред Шнитке и Мстислав Ростропович

Многих выдающихся музыкантов связывала не только совместная работа, но и крепкая дружба. Именно такими были отношения Альфреда Шнитке и Мстислава Ростроповича.

Альфред Шнитке и Юрий Башмет

На фотографии из фондов Музея музыки мы видим композитора Альфреда Шнитке и альтиста Юрия Башмета. Снимок сделан в мае 1987 года после концерта в Большом зале Московской консерватории. В тот вечер Башмет впервые исполнил для москвичей Концерт для альта с оркестром Шнитке.