Систр

  • 15 ноября 2018
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В коллекции Музея хранится 20 музыкальных инструментов из Эфиопии: 14 струнных, 3 духовых, 2 барабана «кэбэро» и один ударный инструмент, который называется цэнацыль.
Это инструмент без определённой высоты звука, напоминающий погремушку. Состоит он из медной, иногда серебряной или золотой рамки, к нижней части которой приделана деревянная ручка. В отверстия по бокам рамки продеты металлические прутья. На них надеты 4 металлические пластинки или тарелочки, иногда колокольчики, которые звякают при встряхивании. При более плавном движении звук инструмента напоминает шелест.
Систр
Встречаются дорогостоящие, богато декорированные цэнацыли — настоящие шедевры прикладного искусства. Длина инструмента 20–25 см, его удобно держать в руке.
Цэнацыль, наряду с барабаном кэбэро, — культовый инструмент в обрядах христианской Эфиопской Церкви. Их звучание сопровождает песнопения и священные танцы.
Легенда приписывает создание цэнацыля святому Яреду Сладкопевцу, основоположнику эфиопского литургического пения в VI веке. Звучание инструмента, согласно этой легенде, символизирует пение райских птиц.
Цэнацыль является прямым потомком древнеегипетского инструмента систр. Само слово систр, систрум в переводе с греческого и латинского буквально означает «то, чем потрясают». Первые упоминания о систруме датируются третьим тысячелетием до нашей эры. Одно из ранних упоминаний о Систруме сохранилось в тексте, который относится ко времени Среднего Царства Древнего Египта. В нем рассказывается о том, как вельможа по возвращении на родину после скитаний был встречен торжественным гимном во славу богов — и гимн этот как раз сопровождали звуки систрумов.
Кстати, древние египтяне часто использовали систр в религиозных процессиях и церемониях изгнания злых духов. Верхнюю часть инструмента обычно украшали изображением кошки с человеческим лицом, а на рукоятке изображали лицо богини неба Хатхор. Философ Плутарх в своем сочинении «Об Исиде и Осирисе» приписывал систру магическую роль — с помощью этого инструмента отпугивали злых великанов и богов ярости, войны и смерти.
Из Древнего Египта систр попал в Древнюю Грецию, а позже в Древний Рим. Считалось, что систр символизирует движение крыльев ангелов и его звучание изгоняет негативную энергию. Согласно поверьям, ручка систрума изображает путь Луны во вселенной, а четыре подвески являются указанием на четыре стихии.
Этот инструмент иногда используется в оркестровой музыке, чтобы придать звучанию восточный колорит. Например, в опере Россини «Севильский цирюльник» систр входит в группу ударных.
Уникальные инструменты — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Альфред Шнитке и Геннадий Рождественский

В фондах Музея музыки хранится уникальный снимок, сделанный после исполнения Первой симфонии Альфреда Шнитке в Большом зале Московской консерватории в марте 1986 года. Мы видим автора вместе с дирижёром Геннадием Рождественским, которому композитор посвятил сочинение.

Альфред Шнитке и Мстислав Ростропович

Многих выдающихся музыкантов связывала не только совместная работа, но и крепкая дружба. Именно такими были отношения Альфреда Шнитке и Мстислава Ростроповича.

Альфред Шнитке и Юрий Башмет

На фотографии из фондов Музея музыки мы видим композитора Альфреда Шнитке и альтиста Юрия Башмета. Снимок сделан в мае 1987 года после концерта в Большом зале Московской консерватории. В тот вечер Башмет впервые исполнил для москвичей Концерт для альта с оркестром Шнитке.