Систр

Выпуск 303
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В коллекции Музея хранится 20 музыкальных инструментов из Эфиопии: 14 струнных, 3 духовых, 2 барабана «кэбэро» и один ударный инструмент, который называется цэнацыль.
Это инструмент без определённой высоты звука, напоминающий погремушку. Состоит он из медной, иногда серебряной или золотой рамки, к нижней части которой приделана деревянная ручка. В отверстия по бокам рамки продеты металлические прутья. На них надеты 4 металлические пластинки или тарелочки, иногда колокольчики, которые звякают при встряхивании. При более плавном движении звук инструмента напоминает шелест.
Систр
Встречаются дорогостоящие, богато декорированные цэнацыли — настоящие шедевры прикладного искусства. Длина инструмента 20–25 см, его удобно держать в руке.
Цэнацыль, наряду с барабаном кэбэро, — культовый инструмент в обрядах христианской Эфиопской Церкви. Их звучание сопровождает песнопения и священные танцы.
Легенда приписывает создание цэнацыля святому Яреду Сладкопевцу, основоположнику эфиопского литургического пения в VI веке. Звучание инструмента, согласно этой легенде, символизирует пение райских птиц.
Цэнацыль является прямым потомком древнеегипетского инструмента систр. Само слово систр, систрум в переводе с греческого и латинского буквально означает «то, чем потрясают». Первые упоминания о систруме датируются третьим тысячелетием до нашей эры. Одно из ранних упоминаний о Систруме сохранилось в тексте, который относится ко времени Среднего Царства Древнего Египта. В нем рассказывается о том, как вельможа по возвращении на родину после скитаний был встречен торжественным гимном во славу богов — и гимн этот как раз сопровождали звуки систрумов.
Кстати, древние египтяне часто использовали систр в религиозных процессиях и церемониях изгнания злых духов. Верхнюю часть инструмента обычно украшали изображением кошки с человеческим лицом, а на рукоятке изображали лицо богини неба Хатхор. Философ Плутарх в своем сочинении «Об Исиде и Осирисе» приписывал систру магическую роль — с помощью этого инструмента отпугивали злых великанов и богов ярости, войны и смерти.
Из Древнего Египта систр попал в Древнюю Грецию, а позже в Древний Рим. Считалось, что систр символизирует движение крыльев ангелов и его звучание изгоняет негативную энергию. Согласно поверьям, ручка систрума изображает путь Луны во вселенной, а четыре подвески являются указанием на четыре стихии.
Этот инструмент иногда используется в оркестровой музыке, чтобы придать звучанию восточный колорит. Например, в опере Россини «Севильский цирюльник» систр входит в группу ударных.
Уникальные инструменты — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.(открывается в новом окне)

Последние выпуски программы

Французский сервиз Александра Гольденвейзера

В музее-квартире Александра Борисовича Гольденвейзера хранится французский сервиз конца 18-го столетия, изготовленный Королевской Севрской мануфактурой.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества.

Поиск по сайту