Романсы Ивана Мятлева на музыку Михаила Виельгорского

Выпуск 302
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Нотные редкости.
В фондах музея музыки хранится ценнейшее издание — сборник романсов на стихи Ивана Петровича Мятлева с музыкой Михаила Юрьевича Виельгорского, изданный Матвеем Бернардом — известным нотоиздателем, а также композитором и пианистом.
Романсы Ивана Мятлева на музыку Михаила Виельгорского
Иван Мятлев был сыном Петра Васильевича Мятлева — камергера, директора Государственного ассигнационного банка, и Прасковьи Ивановны Мятлевой –фрейлины Екатерины Второй, страстной поклонницы театра. Иван Мятлев служил в Коллегии иностранных дел, в составе русской армии освобождал Европу от Наполеона. В своём доме в Петербурге, на Исаакиевской площади, Иван Мятлев устраивал музыкальные салоны, в числе гостей там бывали Жуковский, Вяземский. Мятлев сочинял шуточные стихи и каламбуры. Ему принадлежит популярная в свое время юмористическая поэма «Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за границей», высмеивающая русское барственное высокомерие. Героиня поэмы, глуповатая госпожа Курдюкова — уроженка Тамбова — послужила литературным прообразом для остроумных изречений Козьмы Пруткова. Кстати, первая строчка стихотворения Мятлева «Как хороши, как свежи были розы…» стала предвестником стихотворения в прозе Ивана Тургенева, 200-летие которого мы отметили совсем недавно. Мятлев писал элегии, романсы, стихи «по случаю», многие из них положены на музыку Глинкой, Варламовым.
На стихи Мятлева писал музыку и Михаил Виельгорский — русский аристократ, энциклопедист, композитор, брат талантливого виолончелиста Матвея Виельгорского. Кстати, Павел Первый пожаловал обоим звания рыцарей Мальтийского ордена. Михаил Виельгорский был незаурядным музыкантом, играл на скрипке, он присутствовал на самом первом исполнении бетховенской «Пасторальной симфонии» в Вене. Ему принадлежат две симфонии, струнный квартет, две увертюры, пьесы для фортепиано, опера «Цыгане», сюжетом которой стали события Отечественной войны 1812 года. Музыкальный салон Виельгорского славился на весь Петербург. Ференц Лист впервые исполнил там с листа партитуру «Руслана и Людмилы» Глинки, бывали в салоне Гектор Берлиоз, Роберт и Клара Шуман, Полина Виардо. Михаил Виельгорский был дружен с Пушкиным, Гоголем, Батюшковым. Дружба с Пушкиным была особенно близкой. Виельгорский крестил дочь поэта — Наталью, он же рассказал Пушкину об одном небывалом сне, который стал затем основой поэмы «Медный всадник». Кстати, дружеские отношения связывали Пушкина и с Иваном Мятлевым. Именно Мятлеву поэт посвятил шуточное стихотворение «Сват Иван, как пить мы станем». Известны мятлевские стихи-подражания Пушкину. А уникальное издание романсов Виельгорского на стихи Мятлева, выполненное всего лишь в четырёх экземплярах, хранится в фондах музея музыки.
Редкие нотные издания — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.