Камилло Эверарди

Выпуск 296
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Воспоминания о консерватории» — так называется хранящаяся в музее тонированная литография Поля Пети с портретом-шаржем одного из самых гениальных и экстравагантных педагогов XIX века Камилло Эверарди. Немолодой полный человек с пышной черной шевелюрой и такими же пышными усами стоит у рояля, слегка склонив голову и заложив руки в карманы. Его взгляд серьёзен и внимателен. За ним, облепив рояль, толпятся ученики.
Камилло Эверарди
Бельгиец Камилль Франсуа Эврар учился пению в Италии и взял себе звучный итальянский псевдоним Камилло Эверарди. К концу 1850-х годов певец завоевал имя на европейских оперных сценах и в возрасте 32 лет был приглашен в Россию. В Петербурге Эверарди исполнял басовые и баритоновые партии на сцене Итальянской оперы. Кстати, он был первым исполнителем в России партии Мефистофеля в опере «Фауст». Неожиданно для поклонников в расцвете творческих сил певец оставляет сцену и посвящает себя педагогике. Он ведёт класс вокала сначала в Санкт-Петербурской консерватории, затем в Киеве, а в 1897 году приезжает в Москву.
Какую память оставил о себе Камилло Эверарди в Московской консерватории? Директор консерватории Михаил Ипполитов-Иванов вспоминал, что Эверарди, так толком и не выучив русский язык, говорил на странной смеси русского, французского и итальянского. Сидя у рояля с массивной дирижерской палочкой на манер скипетра, он напоминал Юпитера-громовержца. Ученики его побаивались — он не прощал ни малейшего промаха. Но ругался он как ворчливый, но добродушный отец. Как-то на репетиции оперы «Вильгельм Телль» ученик Эверарди Фёдор Соколов со страху «пустил петуха» на верхнем до диез. Эверарди, как мячик, вскакивает на эстраду, просит дирижера повторить концовку арии и берет эту ноту, держит ее полминуты и обращается к Соколову торжествующе: — Я старик — ты мальчик, я бас, ты тенор, я беру до диез, а ты нет — тьфу! Эта тирада так подействовала на Соколова, что его страх как рукой сняло, и он стал выдавать такое до-диез, которое приводило всех в восторг и создало ему впоследствии славу на оперных ценах.
Эверарди был гордостью консерватории, у него учились знаменитые впоследствии певцы: Дейша-Сионицкая, Ленский, Лосский, Славина, Стравинский, Страхова, Усатов и многие, многие другие. А среди «музыкальных внуков, правнуков и праправнуков» Эверарди — Федор Шаляпин (который учился у Усатова), Евгений Нестеренко и Юрий Гуляев.
Ценные экспонаты — это важная часть нашей музыкальной истории.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.