Камилло Эверарди

  • 6 ноября 2018
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Воспоминания о консерватории» — так называется хранящаяся в музее тонированная литография Поля Пети с портретом-шаржем одного из самых гениальных и экстравагантных педагогов XIX века Камилло Эверарди. Немолодой полный человек с пышной черной шевелюрой и такими же пышными усами стоит у рояля, слегка склонив голову и заложив руки в карманы. Его взгляд серьёзен и внимателен. За ним, облепив рояль, толпятся ученики.
Камилло Эверарди
Бельгиец Камилль Франсуа Эврар учился пению в Италии и взял себе звучный итальянский псевдоним Камилло Эверарди. К концу 1850-х годов певец завоевал имя на европейских оперных сценах и в возрасте 32 лет был приглашен в Россию. В Петербурге Эверарди исполнял басовые и баритоновые партии на сцене Итальянской оперы. Кстати, он был первым исполнителем в России партии Мефистофеля в опере «Фауст». Неожиданно для поклонников в расцвете творческих сил певец оставляет сцену и посвящает себя педагогике. Он ведёт класс вокала сначала в Санкт-Петербурской консерватории, затем в Киеве, а в 1897 году приезжает в Москву.
Какую память оставил о себе Камилло Эверарди в Московской консерватории? Директор консерватории Михаил Ипполитов-Иванов вспоминал, что Эверарди, так толком и не выучив русский язык, говорил на странной смеси русского, французского и итальянского. Сидя у рояля с массивной дирижерской палочкой на манер скипетра, он напоминал Юпитера-громовержца. Ученики его побаивались — он не прощал ни малейшего промаха. Но ругался он как ворчливый, но добродушный отец. Как-то на репетиции оперы «Вильгельм Телль» ученик Эверарди Фёдор Соколов со страху «пустил петуха» на верхнем до диез. Эверарди, как мячик, вскакивает на эстраду, просит дирижера повторить концовку арии и берет эту ноту, держит ее полминуты и обращается к Соколову торжествующе: — Я старик — ты мальчик, я бас, ты тенор, я беру до диез, а ты нет — тьфу! Эта тирада так подействовала на Соколова, что его страх как рукой сняло, и он стал выдавать такое до-диез, которое приводило всех в восторг и создало ему впоследствии славу на оперных ценах.
Эверарди был гордостью консерватории, у него учились знаменитые впоследствии певцы: Дейша-Сионицкая, Ленский, Лосский, Славина, Стравинский, Страхова, Усатов и многие, многие другие. А среди «музыкальных внуков, правнуков и праправнуков» Эверарди — Федор Шаляпин (который учился у Усатова), Евгений Нестеренко и Юрий Гуляев.
Ценные экспонаты — это важная часть нашей музыкальной истории.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Альфред Шнитке и Геннадий Рождественский

В фондах Музея музыки хранится уникальный снимок, сделанный после исполнения Первой симфонии Альфреда Шнитке в Большом зале Московской консерватории в марте 1986 года. Мы видим автора вместе с дирижёром Геннадием Рождественским, которому композитор посвятил сочинение.

Альфред Шнитке и Мстислав Ростропович

Многих выдающихся музыкантов связывала не только совместная работа, но и крепкая дружба. Именно такими были отношения Альфреда Шнитке и Мстислава Ростроповича.

Альфред Шнитке и Юрий Башмет

На фотографии из фондов Музея музыки мы видим композитора Альфреда Шнитке и альтиста Юрия Башмета. Снимок сделан в мае 1987 года после концерта в Большом зале Московской консерватории. В тот вечер Башмет впервые исполнил для москвичей Концерт для альта с оркестром Шнитке.