Феерия сказки. Ансамбль Дмитрия Покровского на съёмках фильма «Аленький цветочек»

Выпуск 295
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В фонде музея хранится фотография съёмок фильма-сказки режиссёра Ирины Поволоцкой «Аленький цветочек» с участием ансамбля Дмитрия Покровского.
Знаменитый сюжет берёт начало ещё в драмах древнеримского писателя Апулея, позже различные вариации появляются на французском языке. Европейская волшебная сказка «Красавица и чудовище» публиковалась в приложениях к сказкам Шарля Перро, другие её редакции принадлежат перу Жанны-Мари Лепренс де Бомон, прабабушки Проспера Мериме. Русскому же читателю вариант сказочной истории стал известен как раз благодаря переводу сказки госпожи де Бомон, который сделала родственница владельца уральских заводов Григория Демидова. С рукописного текста Демидовой было сделано большое количество копий, так повесть дошла и до простой крестьянки Пелагеи — ключницы в доме писателя Сергея Аксакова. Позднее сам писатель в Казанском театре слушал и французскую комическую оперу-балет «Земира и Азор», написанную композитором Андре Гретри по тому же сюжету. В 1858 году была впервые издана сказка Аксакова «Аленький цветочек», ставшая очень популярной в нашей стране.
Экранизация 1977 года стала первым воплощением современного фэнтези в советском кинематографе. В фильме был собран блестящий актёрский состав — Алла Демидова, Лев Дуров, Александр Абдулов. В сказке появляется новая героиня — колдунья-волшебница, которая никак не может отпустить Алёнушку к Чудищу, которого девушка должна избавить от злых чар. Когда-то давно принца заколдовала волшебница, потому что он не ответил ей на неё любовь. Но, как во многих сказках, финал у «Аленького цветочка» счастливый — Алёнушка избавляет Чудовище от чар, он превращается снова в принца, а колдунья на лодке покидает волшебный остров.
До экранизации «Аленького цветочка» коллективу Дмитрия Покровского уже доводилось принимать участие в съемках киноверсий сказочных и фольклорных сюжетов. В 1976 году коллектив снимался в фольклорной сказке Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Туфли с золотыми пряжками». Действие фильма «Аленький цветочек», по замыслу авторов, происходит не на волшебном острове, а в магическом сне. В этом сне оживают портреты на стенах загадочного дворца с его длинным зеркальным лабиринтом, по которому разгуливают сказочно красивые павлины. Символично, что часть съёмок фильма проходила во дворце Петергофа, в интерьерах 18-го века: ведь именно тогда в Россию пришла сказка о красавице и звере.
Артисты ансамбля появляются в фильме в эпизодах, исполняя роли придворных кавалеров, дам и слуг. Музыкальной канвой сказки-притчи стали русские песни и танцы в исполнении ансамбля: сквозь сон, в воспоминаниях на чужбине, на диковинном колдовском острове, купцу Ерофеичу и Алёнушке слышатся и видятся родной дом, просторы, милые сердцу звуки.
Феерия сказки. Ансамбль Дмитрия Покровского на съёмках фильма «Аленький цветочек»
Фотоизображение артистов Ансамбля Д. Покровского в исторических костюмах (на съемках фильма «Аленький цветочек»).
Редкие фотографии — это важная часть нашей культуры.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.