Кантата Карло Арригони — реликвия печатного искусства XVIII века

Выпуск 294
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Ценный экспонат музейной коллекции — прижизненное издание кантаты итальянского композитора Карло Арригони, посвящённой супруге английского короля Георга Второго, герцогине Ганновера Каролине Бранденбург-Ансбахской. Кантата издана в Лондоне в 1732 году.
Кантата Карло Арригони — реликвия печатного искусства XVIII века
Карло Арригони родился во Флоренции, о его детстве и музыкальном образовании сведений не сохранилось, но известно, что в 1719 году в родном городе была исполнена его первая оратория. В 1730-х годах композитор работал в Академии музыки в Дублине и в Лондоне. В английской столице Карло Арригони сочинял кантаты, одна из которых и посвящена супруге Георга Второго.
Каролина была умна, начитанна, образованна, вела переписку с великим ученым Готфридом Лейбницем. Вольтер писал о ней: «Несмотря на все её титулы и короны, эта принцесса рождена, чтобы быть покровительницей искусств и способствовать благополучию человечества; даже на троне она является доброжелательным философом; и не теряет возможности продолжать учиться или проявлять щедрость». Гендель посвятил ей три оркестровые сюиты «Музыка на воде», Вольтер — поэму «Генриада». А Вальтер Скотт в романе «Эдинбургская темница» ввёл сцену, в которой главная героиня добивается у королевы помилования своей сестры, осуждённой за убийство ребенка. Считается, что в этой сцене изображена Каролина. Похожий мотив использовал Пушкин в «Капитанской дочке» — Мария Миронова также получает аудиенцию у Екатерины Второй и избавляет от наказания Петра Гринёва.
Но вернемся к Карло Арригони. В 1733 году он исполнил собственный концерт для лютни, позже стал участником «Оперы дворянства» — труппы, созданной в Лондоне под патронатом принца Уэльского, сына короля Георга Второго. Этот коллектив конкурировал с королевской оперной труппой, которую возглавлял Гендель. В декабре 1733 года «Опера дворянства» сыграла первый спектакль — «Ариадна на Наксосе» знаменитого итальянского композитора Николы Порпора. Труппа просуществовала несколько сезонов, а затем стала частью коллектива, которым руководил Гендель. Сам Арригони, будучи не только композитором, но и прекрасным певцом и исполнителем на лютне, вошел в труппу Генделя еще раньше — в 1736 году состоялся его дебют в качестве лютниста в оратории Генделя «Праздник Александра». После Лондона Карло Арригони работал в Вене, там он издал несколько своих кантат и Пасхальную ораторию. Вернувшись во Флоренцию, он стал придворным композитором Франческо Второго, Великого герцога Тосканы. Там же, во Флоренции, Арригони скончался. Каролина Ансбахская ушла из жизни несколькими годами раньше, она похоронена в Вестминстерском аббатстве, а реквием в ее память написал великий Гендель.
Ценные нотные издания — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.