Фонограф, принадлежавший А. М. Листопадову

Выпуск 292
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В коллекции Музея музыки хранится фонограф фирмы «Эдисон» — аппарат для записи и воспроизведения звука. По воспоминаниям Томаса Эдисона, на изобретение фонографа в конце 70-х годов XIX века его натолкнули опыты по усовершенствованию телефона и телеграфа — в частности, создание устройства, способного фиксировать сообщения в виде углублений, наносимых на бумажную ленту. Следующим шагом стала замена бумажной ленты металлическим цилиндром, обёрнутым оловянной фольгой. Впоследствии вместо фольги стали использовать восковые валики. Звук записывали с помощью иглы, связанной с мембраной. Пружинный механизм вращал валик фонографа и одновременно заставлял его перемещаться вдоль своей оси. Колебания звука, воздействующие на мембрану, передавались игле, которая вычерчивала на поверхности валика причудливую канавку. Ее глубина менялась в зависимости от громкости звука.
Первые сведения о фонографе в России относятся к 1878 году, а уже через год его показали публике. Собиратель и исследователь народного творчества Евгения Линёва применяла фонограф для записи многоголосных хоровых песен во время фольклорных экспедиций. Впоследствии этот метод использовали многие отечественные фольклористы.
Фонограф из Музея музыки в свое время принадлежал замечательному музыканту, фольклористу, собирателю и исследователю песен донских казаков Александру Листопадову. Итогом его подвижнической деятельности стало пятитомное издание «Песни донских казаков», куда вошли 1800 песен.
Фонограф, принадлежавший А. М. Листопадову
Появление фонографа, который позволял точно фиксировать и воспроизводить звучащий материал, сыграло важную роль в развитии многих областей культуры, но в первую очередь — конечно, музыки. В музее хранятся восковые валики, сохранившие для нас голоса выдающихся исполнителей рубежа XIX–XX веков — певцов Южина, Максакова, Шевелёва, молодого Шаляпина, знаменитого протодиакона Холмогорова, пианиста Гофмана, гармониста Невского и многих других.
Ценные экспонаты — это важная часть нашей культуры.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.