Гиджак

Выпуск 291
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Гиджак — струнный смычковый инструмент, бытующий у многих народов Средней Азии: таджиков, узбеков, туркмен, кара-калпаков, уйгуров. Упоминания о гиджаке встречаются в рукописях XIV–XVI веков, а его изображения — на книжных миниатюрах XVI–XVIII веков.
Корпус гиджака похож на шар, он выдолблен из дерева, реже изготовлен из тыквы или кокосового ореха. Передняя открытая сторона корпуса затянута кожаной мембраной — она выполняет функции деки. Шейка круглая, более толстая вверху. К корпусу ее крепит металлический стержень, он же выступает внизу в качестве «ножки» — наподобие виолончели. Звук гиджака скрипучий, немного глуховатый. Считается, что название инструмента произошло от туркменского слова «гыжамак», что в переводе означает «скрипеть».
На гиджаке играют коротким смычком, на нём свободно подвешена прядь конских волос, её натяжение регулируют пальцами. В отличие от европейской традиции, смычком водят в одной плоскости, поворачивая к нему инструмент разными струнами. При игре гиджак держат вертикально, опирая «ножкой» о пол или колено.
Одной из самых ценных в Музее музыки является коллекция музыкальных инструментов Средней Азии — в конце XIX века её собрал капельмейстер военных оркестров в Ташкенте Август Эйхгорн.
Гордость коллекции — старинный гиджак, круглый корпус которого сделан из кокосового ореха и затянут сверху овечьей кожей. Он имеет по два резонаторных отверстия с боков и три — сзади. Вверху шейки вырезана коробка, в нее вставлено два больших колка из тутовника. Две основные струны из пучков конского волоса связаны вверху веревкой. Они намотаны на колки и крепятся внизу на металлические крючки. Кроме основных, этот гиджак имеет резонирующие струны из медной проволоки. Они намотаны на маленькие колки из кости, расположенные по бокам шейки. Головку украшают разноцветные тряпочки и кожаный шнурок-бант.
Гиджак
Об этом инструменте сам Август Эйхгорн писал, что этот очень древний и редкий экземпляр приобретен у странствующего киргиза, выходца из гор Тянь-Шаня, а его дед когда-то купил этот инструмент в Аравии, во время своего паломничества в Мекку.
Уникальные инструменты — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.