Гиджак

  • 29 октября 2018
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Гиджак — струнный смычковый инструмент, бытующий у многих народов Средней Азии: таджиков, узбеков, туркмен, кара-калпаков, уйгуров. Упоминания о гиджаке встречаются в рукописях XIV–XVI веков, а его изображения — на книжных миниатюрах XVI–XVIII веков.
Корпус гиджака похож на шар, он выдолблен из дерева, реже изготовлен из тыквы или кокосового ореха. Передняя открытая сторона корпуса затянута кожаной мембраной — она выполняет функции деки. Шейка круглая, более толстая вверху. К корпусу ее крепит металлический стержень, он же выступает внизу в качестве «ножки» — наподобие виолончели. Звук гиджака скрипучий, немного глуховатый. Считается, что название инструмента произошло от туркменского слова «гыжамак», что в переводе означает «скрипеть».
На гиджаке играют коротким смычком, на нём свободно подвешена прядь конских волос, её натяжение регулируют пальцами. В отличие от европейской традиции, смычком водят в одной плоскости, поворачивая к нему инструмент разными струнами. При игре гиджак держат вертикально, опирая «ножкой» о пол или колено.
Одной из самых ценных в Музее музыки является коллекция музыкальных инструментов Средней Азии — в конце XIX века её собрал капельмейстер военных оркестров в Ташкенте Август Эйхгорн.
Гордость коллекции — старинный гиджак, круглый корпус которого сделан из кокосового ореха и затянут сверху овечьей кожей. Он имеет по два резонаторных отверстия с боков и три — сзади. Вверху шейки вырезана коробка, в нее вставлено два больших колка из тутовника. Две основные струны из пучков конского волоса связаны вверху веревкой. Они намотаны на колки и крепятся внизу на металлические крючки. Кроме основных, этот гиджак имеет резонирующие струны из медной проволоки. Они намотаны на маленькие колки из кости, расположенные по бокам шейки. Головку украшают разноцветные тряпочки и кожаный шнурок-бант.
Гиджак
Об этом инструменте сам Август Эйхгорн писал, что этот очень древний и редкий экземпляр приобретен у странствующего киргиза, выходца из гор Тянь-Шаня, а его дед когда-то купил этот инструмент в Аравии, во время своего паломничества в Мекку.
Уникальные инструменты — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Альфред Шнитке и Геннадий Рождественский

В фондах Музея музыки хранится уникальный снимок, сделанный после исполнения Первой симфонии Альфреда Шнитке в Большом зале Московской консерватории в марте 1986 года. Мы видим автора вместе с дирижёром Геннадием Рождественским, которому композитор посвятил сочинение.

Альфред Шнитке и Мстислав Ростропович

Многих выдающихся музыкантов связывала не только совместная работа, но и крепкая дружба. Именно такими были отношения Альфреда Шнитке и Мстислава Ростроповича.

Альфред Шнитке и Юрий Башмет

На фотографии из фондов Музея музыки мы видим композитора Альфреда Шнитке и альтиста Юрия Башмета. Снимок сделан в мае 1987 года после концерта в Большом зале Московской консерватории. В тот вечер Башмет впервые исполнил для москвичей Концерт для альта с оркестром Шнитке.