Гиджак

Выпуск 291
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Гиджак — струнный смычковый инструмент, бытующий у многих народов Средней Азии: таджиков, узбеков, туркмен, кара-калпаков, уйгуров. Упоминания о гиджаке встречаются в рукописях XIV–XVI веков, а его изображения — на книжных миниатюрах XVI–XVIII веков.
Корпус гиджака похож на шар, он выдолблен из дерева, реже изготовлен из тыквы или кокосового ореха. Передняя открытая сторона корпуса затянута кожаной мембраной — она выполняет функции деки. Шейка круглая, более толстая вверху. К корпусу ее крепит металлический стержень, он же выступает внизу в качестве «ножки» — наподобие виолончели. Звук гиджака скрипучий, немного глуховатый. Считается, что название инструмента произошло от туркменского слова «гыжамак», что в переводе означает «скрипеть».
На гиджаке играют коротким смычком, на нём свободно подвешена прядь конских волос, её натяжение регулируют пальцами. В отличие от европейской традиции, смычком водят в одной плоскости, поворачивая к нему инструмент разными струнами. При игре гиджак держат вертикально, опирая «ножкой» о пол или колено.
Одной из самых ценных в Музее музыки является коллекция музыкальных инструментов Средней Азии — в конце XIX века её собрал капельмейстер военных оркестров в Ташкенте Август Эйхгорн.
Гордость коллекции — старинный гиджак, круглый корпус которого сделан из кокосового ореха и затянут сверху овечьей кожей. Он имеет по два резонаторных отверстия с боков и три — сзади. Вверху шейки вырезана коробка, в нее вставлено два больших колка из тутовника. Две основные струны из пучков конского волоса связаны вверху веревкой. Они намотаны на колки и крепятся внизу на металлические крючки. Кроме основных, этот гиджак имеет резонирующие струны из медной проволоки. Они намотаны на маленькие колки из кости, расположенные по бокам шейки. Головку украшают разноцветные тряпочки и кожаный шнурок-бант.
Гиджак
Об этом инструменте сам Август Эйхгорн писал, что этот очень древний и редкий экземпляр приобретен у странствующего киргиза, выходца из гор Тянь-Шаня, а его дед когда-то купил этот инструмент в Аравии, во время своего паломничества в Мекку.
Уникальные инструменты — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Гитара, принадлежавшая Леониду Утёсову

Перед нами очень ценный экспонат из фондов Музея музыки — семиструнная гитара, принадлежавшая знаменитому певцу, киноактёру, основателю легендарного джазового оркестра Леониду Осиповичу Утёсову.

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.