Ансамбль Дмитрия Покровского — «Борис Годунов» на сцене театра на Таганке

Выпуск 290
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В музее хранится редкая фотография репетиции ансамбля Дмитрия Покровского спектакля «Борис Годунов» в Театре на Таганке.
Дмитрий Покровский — выдающийся музыкант, учёный-исследователь — создал в начале 70-х годов прошлого века уникальный ансамбль, который объединил профессиональное исполнение и традиции народной музыки с научным подходом в изучении фольклора. Ансамбль отличали творческая свобода и яркая импровизация. Первым на коллектив обратил внимание актёр и режиссёр Сергей Юрский, поставив в 1980 году в Театре имени Моссовета, при участии музыкантов, пьесу Островского «Правда хорошо, а счастье — лучше». Затем были совместные работы ансамбля с такими режиссёрами, как Лев Додин — в спектакле «Повелитель мух», Кама Гинкас — в постановке «Записки из подполья», участие в других театральных проектах.
Ансамбль Дмитрия Покровского — «Борис Годунов» на сцене театра на Таганке
Фото: Театр на Таганке. Репетиции «Бориса Годунова», 1981-1982.
Многолетний творческий союз связывал фольклорный коллектив и Театр на Таганке. В начале 80-х Юрий Любимов работал над постановкой пушкинского «Бориса Годунова». Композитор Альфред Шнитке познакомил режиссера с Покровским и его музыкантами. Любимов вспоминал, что, услышав ансамбль, он сразу же нашел ключ к музыкальному решению спектакля. Премьера состоялась в 1982 году. Сценография и декорации были по-любимовски лаконичны: деревянный помост упирался в белокаменную стену с закрытыми окнами. Народ постоянно присутствовал на сцене — русский хор стал подобен хору античному. Каждый герой — будь то Марина Мнишек, Дмитрий Самозванец или Борис Годунов — выходил из толпы, отыгрывая известные монологи, и в этой же толпе исчезал. Народные песни, причитания в исполнении ансамбля Дмитрия Покровского буквально завораживали зал. Особенно впечатлял финал спектакля. После сцены убийства детей царь Борис, одетый в обычный костюм 70-х годов, обращался к зрителям: «Что же вы молчите? Кричите: да здравствует…». Но народ, как известно, безмолвствовал. Безмолвствовала и толпа на сцене, и хор. Но затем вдруг ансамбль Покровского пронзительно исполнял торжественное поминовение «Вечная память». То был реквием по всем невинно убиенным. Увы, после премьеры спектакль закрыли, однако редчайшая фотография его репетиции хранится в фондах музея. Лишь в конце 80-х, вернувшись из эмиграции, Любимов восстановил «Бориса Годунова».
После ухода из жизни Дмитрия Покровского его ансамбль получил статус Творческой мастерской Театра на Таганке. В этом статусе коллектив существовал 14 лет — с 1998 по 2012 годы. Музыканты ансамбля Покровского принимали участие во многих постановках Любимова: «Медея», «Марат и Маркиз де Сад», «Евгений Онегин», «Антигона». Сам великий режиссёр так говорил о выдающемся ансамбле: «Без преувеличения: ансамбль Дмитрия Покровского — серьезнейший вклад России в музыкальную культуру второй половины 20-го века. А собирание этого богатства было той же добычей радия…».
Редкие фотографии — это важная часть нашей культуры.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.