Ансамбль Дмитрия Покровского — «Борис Годунов» на сцене театра на Таганке

Выпуск 290
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В музее хранится редкая фотография репетиции ансамбля Дмитрия Покровского спектакля «Борис Годунов» в Театре на Таганке.
Дмитрий Покровский — выдающийся музыкант, учёный-исследователь — создал в начале 70-х годов прошлого века уникальный ансамбль, который объединил профессиональное исполнение и традиции народной музыки с научным подходом в изучении фольклора. Ансамбль отличали творческая свобода и яркая импровизация. Первым на коллектив обратил внимание актёр и режиссёр Сергей Юрский, поставив в 1980 году в Театре имени Моссовета, при участии музыкантов, пьесу Островского «Правда хорошо, а счастье — лучше». Затем были совместные работы ансамбля с такими режиссёрами, как Лев Додин — в спектакле «Повелитель мух», Кама Гинкас — в постановке «Записки из подполья», участие в других театральных проектах.
Ансамбль Дмитрия Покровского — «Борис Годунов» на сцене театра на Таганке
Фото: Театр на Таганке. Репетиции «Бориса Годунова», 1981-1982.
Многолетний творческий союз связывал фольклорный коллектив и Театр на Таганке. В начале 80-х Юрий Любимов работал над постановкой пушкинского «Бориса Годунова». Композитор Альфред Шнитке познакомил режиссера с Покровским и его музыкантами. Любимов вспоминал, что, услышав ансамбль, он сразу же нашел ключ к музыкальному решению спектакля. Премьера состоялась в 1982 году. Сценография и декорации были по-любимовски лаконичны: деревянный помост упирался в белокаменную стену с закрытыми окнами. Народ постоянно присутствовал на сцене — русский хор стал подобен хору античному. Каждый герой — будь то Марина Мнишек, Дмитрий Самозванец или Борис Годунов — выходил из толпы, отыгрывая известные монологи, и в этой же толпе исчезал. Народные песни, причитания в исполнении ансамбля Дмитрия Покровского буквально завораживали зал. Особенно впечатлял финал спектакля. После сцены убийства детей царь Борис, одетый в обычный костюм 70-х годов, обращался к зрителям: «Что же вы молчите? Кричите: да здравствует…». Но народ, как известно, безмолвствовал. Безмолвствовала и толпа на сцене, и хор. Но затем вдруг ансамбль Покровского пронзительно исполнял торжественное поминовение «Вечная память». То был реквием по всем невинно убиенным. Увы, после премьеры спектакль закрыли, однако редчайшая фотография его репетиции хранится в фондах музея. Лишь в конце 80-х, вернувшись из эмиграции, Любимов восстановил «Бориса Годунова».
После ухода из жизни Дмитрия Покровского его ансамбль получил статус Творческой мастерской Театра на Таганке. В этом статусе коллектив существовал 14 лет — с 1998 по 2012 годы. Музыканты ансамбля Покровского принимали участие во многих постановках Любимова: «Медея», «Марат и Маркиз де Сад», «Евгений Онегин», «Антигона». Сам великий режиссёр так говорил о выдающемся ансамбле: «Без преувеличения: ансамбль Дмитрия Покровского — серьезнейший вклад России в музыкальную культуру второй половины 20-го века. А собирание этого богатства было той же добычей радия…».
Редкие фотографии — это важная часть нашей культуры.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Гитара, принадлежавшая Леониду Утёсову

Перед нами очень ценный экспонат из фондов Музея музыки — семиструнная гитара, принадлежавшая знаменитому певцу, киноактёру, основателю легендарного джазового оркестра Леониду Осиповичу Утёсову.

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.