Тар и каманча

Выпуск 288
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Народные музыкальные инструменты Азербайджана отличаются богатством и разнообразием. Их история нередко уходят в глубь веков, они популярны и в народном быту, и среди профессиональных музыкантов. При исполнении мугамов — основного жанра азербайджанской музыки — традиционно используются тар, каманча и бубен гавал.
Ведущая роль в ансамбле принадлежит тару — струнному щипковому инструменту. Он считается самым совершенным национальным инструментом по своим техническим и динамическим возможностям. Выдающийся азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков писал: «Тар — это ценнейший и важнейший инструмент, способный развивать музыкальное образование на Востоке».
Тар и каманча
Корпус тара в виде двух чаш изготавливается из тутового дерева возрастом 10-15 лет. Его распиливают зимой — в это время дерево обладает хорошими звуковыми качествами, меньшим удельным весом и не дает трещин. Открытая сторона инструмента затягивается мембраной из пузыря животного. Под ней проложена планка — продолжение шейки. На шейке 22 лада. Инструмент имеет 11 струн. К основным струнам добавлены две так называемые «звонкие» струны — они располагаются сбоку шейки и играют протяженные звуки — бурдоны — в верхнем регистре. Играют на таре при помощи плектра в форме зубца, сделанного из вишневого дерева, кости или бычьего рога — он называется «мизраб».
Тар и каманча
Каманча или кеманча — струнный смычковый инструмент с долбленым корпусом в форме шара. Его делают из орехового дерева. В течение 10-15 лет корпус сушат, после чего стенку стёсывают до толщины 5 мм. На открытую часть корпуса натягивается рыбья кожа. Дугообразная подставка из орехового дерева устанавливается наискось по отношению к струнам. Это позволяет получить более сильное и яркое звучание. Шейка без ладов сужается книзу, проходит сквозь корпус, в нижнюю ее часть ввинчивается штырь-ножка. Играют на каманче особым смычком — он имеет прямую или слегка вогнутую трость из кизила, к которой прикреплена прядь конского волоса. Техника игры на каманче необычна, — смычок не переводят с одной струны на другую, как при игре на скрипке, а поворачивают сам инструмент к смычку той или иной струной.
Тар и каманча — инструменты богатых художественных возможностей, с широким диапазоном, яркими тембрами, многообразием штриховой техники. Кроме того, они очень красивы, как правило, богато украшены изящным орнаментом — инкрустацией перламутром и костью.
Редкие инструменты — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки

Последние выпуски программы

Гитара, принадлежавшая Леониду Утёсову

Перед нами очень ценный экспонат из фондов Музея музыки — семиструнная гитара, принадлежавшая знаменитому певцу, киноактёру, основателю легендарного джазового оркестра Леониду Осиповичу Утёсову.

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.