Тар и каманча

  • 24 октября 2018
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Народные музыкальные инструменты Азербайджана отличаются богатством и разнообразием. Их история нередко уходят в глубь веков, они популярны и в народном быту, и среди профессиональных музыкантов. При исполнении мугамов — основного жанра азербайджанской музыки — традиционно используются тар, каманча и бубен гавал.
Ведущая роль в ансамбле принадлежит тару — струнному щипковому инструменту. Он считается самым совершенным национальным инструментом по своим техническим и динамическим возможностям. Выдающийся азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков писал: «Тар — это ценнейший и важнейший инструмент, способный развивать музыкальное образование на Востоке».
Тар и каманча
Корпус тара в виде двух чаш изготавливается из тутового дерева возрастом 10-15 лет. Его распиливают зимой — в это время дерево обладает хорошими звуковыми качествами, меньшим удельным весом и не дает трещин. Открытая сторона инструмента затягивается мембраной из пузыря животного. Под ней проложена планка — продолжение шейки. На шейке 22 лада. Инструмент имеет 11 струн. К основным струнам добавлены две так называемые «звонкие» струны — они располагаются сбоку шейки и играют протяженные звуки — бурдоны — в верхнем регистре. Играют на таре при помощи плектра в форме зубца, сделанного из вишневого дерева, кости или бычьего рога — он называется «мизраб».
Тар и каманча
Каманча или кеманча — струнный смычковый инструмент с долбленым корпусом в форме шара. Его делают из орехового дерева. В течение 10-15 лет корпус сушат, после чего стенку стёсывают до толщины 5 мм. На открытую часть корпуса натягивается рыбья кожа. Дугообразная подставка из орехового дерева устанавливается наискось по отношению к струнам. Это позволяет получить более сильное и яркое звучание. Шейка без ладов сужается книзу, проходит сквозь корпус, в нижнюю ее часть ввинчивается штырь-ножка. Играют на каманче особым смычком — он имеет прямую или слегка вогнутую трость из кизила, к которой прикреплена прядь конского волоса. Техника игры на каманче необычна, — смычок не переводят с одной струны на другую, как при игре на скрипке, а поворачивают сам инструмент к смычку той или иной струной.
Тар и каманча — инструменты богатых художественных возможностей, с широким диапазоном, яркими тембрами, многообразием штриховой техники. Кроме того, они очень красивы, как правило, богато украшены изящным орнаментом — инкрустацией перламутром и костью.
Редкие инструменты — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки

Последние выпуски программы

Альфред Шнитке и Геннадий Рождественский

В фондах Музея музыки хранится уникальный снимок, сделанный после исполнения Первой симфонии Альфреда Шнитке в Большом зале Московской консерватории в марте 1986 года. Мы видим автора вместе с дирижёром Геннадием Рождественским, которому композитор посвятил сочинение.

Альфред Шнитке и Мстислав Ростропович

Многих выдающихся музыкантов связывала не только совместная работа, но и крепкая дружба. Именно такими были отношения Альфреда Шнитке и Мстислава Ростроповича.

Альфред Шнитке и Юрий Башмет

На фотографии из фондов Музея музыки мы видим композитора Альфреда Шнитке и альтиста Юрия Башмета. Снимок сделан в мае 1987 года после концерта в Большом зале Московской консерватории. В тот вечер Башмет впервые исполнил для москвичей Концерт для альта с оркестром Шнитке.