Наталья Труханова (1885-1956)

Выпуск 285
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В фондах музея хранится фотография русской балерины Натальи Владимировны Трухановой. Она родилась в семье актёра киевского театра оперетты Владимира Бостунова и француженки Мари Браун, по окончании гимназии поступила в Театрально-филармоническое училище, в класс Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Однако болезнь горла поставила крест на карьере драматической актрисы, и тогда Наталья решила заняться танцами — она брала частные уроки у балетмейстера Большого театра Ивана Хлюстина. Упорство и старание помогли Трухановой достичь успеха в танце, но в России карьера молодой балерины не сложилась, и она уехала во Францию. Выступала в парижских в мюзик-холлах, поставила балет «Снегурочка». Успешно исполнив главную роль в балете-пантомиме «Маришка», Труханова получила приглашение в парижскую Гранд-опера, а знаменитый французский композитор Поль Дюка специально для неё написал музыку к балету «Пери» (поставил балет в Париже педагог балерины Иван Хлюстин). Позже примеру Дюка последовал Жюль Масснэ — балет «Эспада» тоже был сочинён специально для Трухановой, уже прославленной балерины.
Наталья Труханова (1885-1956)
Наталья Труханова была дружна с Дягилевым, Шаляпиным, Айседорой Дункан. Она гастролировала по всей Европе — танцевала во Франции, Англии, Бельгии, Германии, Румынии.
Знаменательной стала для балерины встреча с французским композитором Камилем Сен-Сансом. Однажды на кладбище Пер-Лашез балерина увидела надгробие «Прощание с жизнью». Сразу же родилась идея танца. Было получено согласие на использование надгробной скульптуры для декораций, и тогда балерина написала Сен-Сансу письмо с просьбой разрешить использовать для балета музыку его симфонической поэмы «Пляска смерти». Сен-Санс счел предложение оскорбительным — эту музыку он сочинил после ухода из жизни его близких. Однако балерина бережно подошла к созданию танца и наконец, решилась показать его композитору. Письмо долго оставалось без ответа, но однажды Сен-Санс пришёл на репетицию и остался в восторге. Он воскликнул: «Вот как нужно работать! Это и есть „Пляска смерти“! Она сама не понимает, что она сделала!»… — и выбежал из зала.
В 1918 году Наталья Труханова вышла замуж за русского военного атташе в Париже графа Алексея Игнатьева. 20 лет они прожили во Франции, а в 1937 году возвратились на родину. Но здесь балерину уже никто не знал. Ее мемуары, очень интересные, так и остались неизданными. Наталья Труханова умерла в 1956 году, похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с мужем.
Редкие фотографии — это важная часть нашей культуры.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.