Наталья Труханова (1885-1956)

Выпуск 285
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В фондах музея хранится фотография русской балерины Натальи Владимировны Трухановой. Она родилась в семье актёра киевского театра оперетты Владимира Бостунова и француженки Мари Браун, по окончании гимназии поступила в Театрально-филармоническое училище, в класс Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Однако болезнь горла поставила крест на карьере драматической актрисы, и тогда Наталья решила заняться танцами — она брала частные уроки у балетмейстера Большого театра Ивана Хлюстина. Упорство и старание помогли Трухановой достичь успеха в танце, но в России карьера молодой балерины не сложилась, и она уехала во Францию. Выступала в парижских в мюзик-холлах, поставила балет «Снегурочка». Успешно исполнив главную роль в балете-пантомиме «Маришка», Труханова получила приглашение в парижскую Гранд-опера, а знаменитый французский композитор Поль Дюка специально для неё написал музыку к балету «Пери» (поставил балет в Париже педагог балерины Иван Хлюстин). Позже примеру Дюка последовал Жюль Масснэ — балет «Эспада» тоже был сочинён специально для Трухановой, уже прославленной балерины.
Наталья Труханова (1885-1956)
Наталья Труханова была дружна с Дягилевым, Шаляпиным, Айседорой Дункан. Она гастролировала по всей Европе — танцевала во Франции, Англии, Бельгии, Германии, Румынии.
Знаменательной стала для балерины встреча с французским композитором Камилем Сен-Сансом. Однажды на кладбище Пер-Лашез балерина увидела надгробие «Прощание с жизнью». Сразу же родилась идея танца. Было получено согласие на использование надгробной скульптуры для декораций, и тогда балерина написала Сен-Сансу письмо с просьбой разрешить использовать для балета музыку его симфонической поэмы «Пляска смерти». Сен-Санс счел предложение оскорбительным — эту музыку он сочинил после ухода из жизни его близких. Однако балерина бережно подошла к созданию танца и наконец, решилась показать его композитору. Письмо долго оставалось без ответа, но однажды Сен-Санс пришёл на репетицию и остался в восторге. Он воскликнул: «Вот как нужно работать! Это и есть „Пляска смерти“! Она сама не понимает, что она сделала!»… — и выбежал из зала.
В 1918 году Наталья Труханова вышла замуж за русского военного атташе в Париже графа Алексея Игнатьева. 20 лет они прожили во Франции, а в 1937 году возвратились на родину. Но здесь балерину уже никто не знал. Ее мемуары, очень интересные, так и остались неизданными. Наталья Труханова умерла в 1956 году, похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с мужем.
Редкие фотографии — это важная часть нашей культуры.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Гитара, принадлежавшая Леониду Утёсову

Перед нами очень ценный экспонат из фондов Музея музыки — семиструнная гитара, принадлежавшая знаменитому певцу, киноактёру, основателю легендарного джазового оркестра Леониду Осиповичу Утёсову.

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.