Наталья Труханова (1885-1956)

  • 19 октября 2018
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В фондах музея хранится фотография русской балерины Натальи Владимировны Трухановой. Она родилась в семье актёра киевского театра оперетты Владимира Бостунова и француженки Мари Браун, по окончании гимназии поступила в Театрально-филармоническое училище, в класс Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Однако болезнь горла поставила крест на карьере драматической актрисы, и тогда Наталья решила заняться танцами — она брала частные уроки у балетмейстера Большого театра Ивана Хлюстина. Упорство и старание помогли Трухановой достичь успеха в танце, но в России карьера молодой балерины не сложилась, и она уехала во Францию. Выступала в парижских в мюзик-холлах, поставила балет «Снегурочка». Успешно исполнив главную роль в балете-пантомиме «Маришка», Труханова получила приглашение в парижскую Гранд-опера, а знаменитый французский композитор Поль Дюка специально для неё написал музыку к балету «Пери» (поставил балет в Париже педагог балерины Иван Хлюстин). Позже примеру Дюка последовал Жюль Масснэ — балет «Эспада» тоже был сочинён специально для Трухановой, уже прославленной балерины.
Наталья Труханова (1885-1956)
Наталья Труханова была дружна с Дягилевым, Шаляпиным, Айседорой Дункан. Она гастролировала по всей Европе — танцевала во Франции, Англии, Бельгии, Германии, Румынии.
Знаменательной стала для балерины встреча с французским композитором Камилем Сен-Сансом. Однажды на кладбище Пер-Лашез балерина увидела надгробие «Прощание с жизнью». Сразу же родилась идея танца. Было получено согласие на использование надгробной скульптуры для декораций, и тогда балерина написала Сен-Сансу письмо с просьбой разрешить использовать для балета музыку его симфонической поэмы «Пляска смерти». Сен-Санс счел предложение оскорбительным — эту музыку он сочинил после ухода из жизни его близких. Однако балерина бережно подошла к созданию танца и наконец, решилась показать его композитору. Письмо долго оставалось без ответа, но однажды Сен-Санс пришёл на репетицию и остался в восторге. Он воскликнул: «Вот как нужно работать! Это и есть „Пляска смерти“! Она сама не понимает, что она сделала!»… — и выбежал из зала.
В 1918 году Наталья Труханова вышла замуж за русского военного атташе в Париже графа Алексея Игнатьева. 20 лет они прожили во Франции, а в 1937 году возвратились на родину. Но здесь балерину уже никто не знал. Ее мемуары, очень интересные, так и остались неизданными. Наталья Труханова умерла в 1956 году, похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с мужем.
Редкие фотографии — это важная часть нашей культуры.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Альфред Шнитке и Геннадий Рождественский

В фондах Музея музыки хранится уникальный снимок, сделанный после исполнения Первой симфонии Альфреда Шнитке в Большом зале Московской консерватории в марте 1986 года. Мы видим автора вместе с дирижёром Геннадием Рождественским, которому композитор посвятил сочинение.

Альфред Шнитке и Мстислав Ростропович

Многих выдающихся музыкантов связывала не только совместная работа, но и крепкая дружба. Именно такими были отношения Альфреда Шнитке и Мстислава Ростроповича.

Альфред Шнитке и Юрий Башмет

На фотографии из фондов Музея музыки мы видим композитора Альфреда Шнитке и альтиста Юрия Башмета. Снимок сделан в мае 1987 года после концерта в Большом зале Московской консерватории. В тот вечер Башмет впервые исполнил для москвичей Концерт для альта с оркестром Шнитке.