Агренев-Славянский

Выпуск 283
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
На старинной фотографии из музейной коллекции мы видим мужчину среднего возраста в стилизованном русском костюме. Длинная рубаха подпоясана расшитым кушаком, поверх накинут расстегнутый кафтан, на ногах богато украшенные сапоги с орнаментом. Снимок сделан в фотоателье известного московского фотографа Дьяговченко в студийных декорациях.
Агренев-Славянский
На фотографии популярный в свое время оперный певец Дмитрий Агренев-Славянский, человек удивительной судьбы. Он родился в 1836 году, поступил в Московский университет, но, не закончив курс, отправился добровольцем в армию, участвовал в Крымской войне и обороне Севастополя. Был ранен и отправлен в запас. Брал уроки пения у лучших московских и петербургских педагогов, совершенствовался в Италии. Карьера оперного певца складывалась удачно. Но Агренев увлекся идеей пропаганды песен славянских народов — русских, болгар, сербов. Во время концертной поездки в Прагу певец организовал небольшой мужской хор из славян разных национальностей и назвал его Славянской капеллой, а заодно прибавил к своей фамилии псевдоним Славянский.
Хор, выросший до 60-ти певцов, стремительно набирал популярность. Хористы и дирижер выступали в стилизованных русских костюмах. За 50 лет существования капелла дала около 15 тысяч концертов в разных странах, причем на содержание хора и организацию концертов Агренев тратил собственные средства.
Массовая публика принимала Славянскую капеллу с восторгом, чего нельзя сказать о профессиональных музыкантах. Агренева критиковали, в основном, за неразборчивость в репертуаре — капелла исполняла русские народные песни, фольклор других славянских народов — и одновременно низкопробные городские песни, частушки и жестокие романсы.
Вот строки из дневника Петра Ильича Чайковского о концерте капеллы в парижском зале Трокадеро в 1886 году: «Прослушал целое отделение. Кое-что мне понравилось, хотя шарлатанства бездна, но зато, когда под названием „Русская серенада“ весь его хор начал петь „Тигрёнка“, я убежал». Композитора можно понять — трудно после старинных русских песен воспринимать слова популярного романса Шиловского. Вот они:
«Ты услышь мое моленье И гитары тихий звон, Выйди на одно мгновенье Мой тигрёнок на балкон»
Несмотря на эти вкусовые просчеты, деятельность Агренева как популяризатора народных песен в России и за рубежом заслуживает уважения. Благодаря концертам Славянской капеллы русскую песню услышали и полюбили в Америке, Англии, Германии, Турции, Аргентине. Дело Агренева продолжила его жена Ольга Христофоровна; хор уже под ее руководством просуществовал до 1960 года.
Редкие фотографии — важная часть нашей музыкальной истории.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.