Грамзаписи Владимира Касторского

  • 15 октября 2018
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Украшением петербургской императорской сцены был Владимир Иванович Касторский. В музее музыки сохранилось около пятидесяти грампластинок, которые донесли до нас искусство выдающегося певца. Его полнозвучный, подвижный, редкий по красоте лирический бас «бархатного» тембра сочетался с высоким артистизмом. Исполнение отличалось высочайшей культурой, выразительностью и изяществом. По воспоминаниям современников, он был безупречным мастером бельканто. «Для передачи лирических моментов басовых партий трудно представить себе лучшего исполнителя; Касторский обладает способностью тонко вникать в самое глубокое чувство, в самые интимные оттенки человеческого переживания, выражаемые музыкой», — писал известный музыкальный критик Эдуард Старк.
Грамзаписи Владимира Касторского
Родился будущий певец в 1870 году в многодетной семье сельского священника. С девяти лет пел дискантом в церковном хоре. Под влиянием двоюродного брата — хормейстера начал заниматься вокалом; пел в разных хорах. В 1893 году Касторский поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию в класс Станислава Габеля, но через год был исключён «за безголосие и бездарность». Лишь через несколько лет, когда певец уже занял ведущее положение в Мариинском театре, педагог признал свою ошибку. Касторский много гастролировал: участвовал в Русских сезонах Дягилева, пел во многих странах Европы. В 1920-х годах совершил большое турне по городам Сибири, Дальнего Востока и Японии. Оперный репертуар Касторского насчитывал 35 партий. Среди лучших образов, созданных им на сцене Мариинского театра, — Сусанин и Руслан в операх Глинки, Мельник в «Русалке» Даргомыжского, Пимен в «Борисе Годунове» и Досифей в «Хованщине» Мусоргского, Гремин в «Евгении Онегине» Чайковского. Певец считался одним из лучших отечественных исполнителей вагнеровского репертуара. Оставив сцену, Касторский до конца жизни выступал па радио и в концертах. В годы Великой Отечественной войны он часто пел перед солдатами; пожертвовал все свои сбережения в Фонд обороны. В начале 20-го века записи Касторского издавались фирмами «Граммофон» и «Патэ», а в 30-х годах — первыми советскими звукозаписывающими фирмами «Муз-трест» и «Грам-пласт-трест». Они и вошли позже в музейную коллекцию.
Редкие звукозаписи — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Уникальная фотография А. В. Александрова

В фондах Музея музыки хранится уникальная фотография, открывающая малоизвестную страницу жизни выдающегося хорового дирижёра и композитора Александра Васильевича Александрова.

Дмитрий Шостакович. Музыка к фильму «Молодая гвардия»

В музее Музыки хранится драгоценная рукопись Дмитрия Шостаковича — музыка к фильму «Молодая гвардия», вышедшему на экраны в 1948 году. Листы автографа пожелтели, края потрёпаны. Ноты и пометки написаны аккуратным мелким почерком, на каждой странице вверху справа — подпись композитора.

Игорь Стравинский дирижирует

В фондах Музея музыки хранится рисунок художника Льва Говорова, на котором изображён композитор Игорь Стравинский за дирижёрским пультом. На рисунке имеется подпись автора и дарственная надпись: «Музыкальному музею имени Глинки на память от Игоря Стравинского — его изображение».