Литавры

Выпуск 280
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В экспозиции Музея музыки демонстрируется парадная серебряная литавра, изготовленная в Германии в начале XIX века. На корпусе имеется накладной герб Королевства Саксонии. Изготовлена она, вероятно, для торжественных случаев. Литавра представляет собой серебряный «котел», его верхняя часть затянута тщательно выделанной кожей. Мембрана удерживается обручем. Он, в свою очередь, крепится винтами — они расположены по ободу инструмента. Высота звучания литавры зависит от натяжения мембраны, которое регулируется вручную этими винтами. На днище музейной литавры — гравировка в виде языков пламени. Винты сделаны в форме короны, а «гнёзда», в которых они закреплены, напоминают головы мифических птиц.
Литавры
Литавры известны с древнейших времен. Их активно использовали во время боевых действий древние греки. У иудеев звуками литавры сопровождались религиозные обряды. Барабаны, похожие на котлы, встречались в Месопотамии. Инструменты, близкие по форме к современным, получили распространение в Европе с XV века. В русской армии литавры появились в 17-м столетии и изначально использовались в кавалерии — в частности, для управления строем всадников. При Петре Первом отбитые в ходе сражений литавры противника вручались в дар полкам за особые военные заслуги. С XVII века литавры входят и в состав светских оркестров. Одним из первых композиторов, который использовал их в своих произведениях, был Жан-Батист Люлли. Впоследствии партия литавр стала неотъемлемой частью оркестровых партитур. Одно из самых известных произведений, которое начинается с сольного тремоло литавр — Лондонская симфония № 103 Йозефа Гайдна. С соло литавр начинается и Бурлеска для фортепиано с оркестром Рихарда Штрауса.
Современные литавры усовершенствованы: винты заменены педалями, которые позволяют быстро настраивать их в любой тон. Тембровая палитра инструмента очень широка — от грозного звучания до еле слышного шороха. Влияют на нее с помощью палочек с наконечниками из разных материалов — кожи, дерева или войлока. В современный симфонический оркестр входят от двух до шести литавр.
Редкие инструменты — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Коровин — Пейзаж

Первый русский импрессионист Константин Коровин говорил: «Пейзаж нельзя писать без цели, только за то, что он красив — в нем должна быть история вашей души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам».

Леонид Коган на конкурсе в Брюсселе

В личном фонде скрипача Леонида Когана в Музее музыки сохранилась памятная фотография. Она была сделана в 1951 году в Брюсселе после окончания Международного конкурса скрипачей имени королевы Елизаветы.

Леонид Коган и Франко Маннино

На фотографии из фондов Музея музыки два выдающихся музыканта — скрипач Леонид Коган и итальянский дирижёр, пианист, композитор, оперный режиссёр и драматург Франко Маннино. Фото сделано после совместного концерта: улыбающиеся музыканты во фраках, в руках у Когана скрипка, с которой он никогда не расставался.