Владимир Гиляровский и Арсений Корещенко
Выпуск 278
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Стихи в коллекции Музея музыки встречаются нечасто, и, как правило, они или посвящены музыкантам или сочинены музыкантами. Таково стихотворение, найденное в архиве композитора Арсения Корещенко.
Стихотворение без названия, но по первой строке «Арсений, Арсений» ясно, что оно посвящено именно Корещенко. Кто же его автор? В конце не очень разборчивая, незавершенная подпись: «Гиляров…». Гиляровский? Смущает, правда написание первой буквы — она похожа на «И», но сам Гиляровский как-то упомянул, что иногда подписывался именно так.
Вот это стихотворение:
Арсений, Арсений,
Меня оживи!
Послушные струны
Люблю я твои.
Люблю эти звуки,
Аккорд твой живет
В безвестное небо
Он душу зовет.
А то переносит
За мир неземной,
Безвестные тайны
Откроет порой.
Ты, может, те звуки
У неба украл?!
В лазурном Эдеме
Их ангел певал?
В них рокот вулкана,
В них грома раскат.
То шелест тростинки,
То буря, то град.
Все слышу я в звуках
Тоски и любви,
Послушные струны
Люблю я твои.
Арсений! Арсений!
Садись за рояль
Неси мою душу
В безвестную даль!
Гиляровский был известен как мастер стихотворных экспромтов, хотя стихи его значительно уступают прозе. В начале Первой мировой войны он опубликовал несколько поэтических сборников, гонорар за которые передал в фонд помощи раненым.
Шуточное стихотворение имеет дату: 31 января 1907 года. Но общение Гиляровского и Корещенко началось намного раньше — в конце 1890-х годов, когда в Москве на Большой Дмитровке открылся первый клуб творческой интеллигенции: артистов, литераторов, журналистов — Литературно-художественный кружок. В нем бывали Чехов, Станиславский, Шаляпин, Собинов, Ермолова, Гиляровский, а из композиторов — Скрябин и Корещенко.
Арсений Корещенко родился в 1870 году. Он окончил Московскую консерваторию с большой золотой медалью, стал знаменитым пианистом, дирижером, педагогом (преподавал в Московской консерватории и Музыкальном драматическом училище), музыкальным критиком. На рубеже 19-го — 20-го веков были популярны и его музыкальные сочинения. Опера «Ледяной дом» шла в Большом театре, причем роль Бирона исполнил Шаляпин.
Сейчас музыка Корещенко почти забыта. Как пианист он был несравненно талантливее.
Хорошо известна шуточная эпиграмма: «От музыки Корещенки подохли на дворе щенки», которую приписывают Сергею Танееву.
Ценные экспонаты — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте