Сергей Прокофьев и Нина Кошиц

Выпуск 277
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Фотография из музейной коллекции, сделанная в 1917–18 годах, запечатлела знаменитого композитора Сергея Прокофьева и не менее известную в те годы певицу Нину Кошиц. Они сфотографированы, скорее всего, во время репетиции: Кошиц стоит у рояля, опершись на крышку, Прокофьев аккомпанирует ей с трубкой в зубах.
Нина Кошиц, дочь известного украинского певца и педагога Павла Кошица, училась в Московской консерватории у итальянского педагога Умберто Мазетти, а затем совершенствовалась в Париже у знаменитой певицы Фелии Литвин. Она много выступала на сцене Московской оперы Зимина, Мариинского театра в Санкт-Петербурге, пела в концертах. Певица обладала голосом редкой красоты и силы. Кошиц любила исполнять сочинения современных композиторов, и в том числе посвященные ей романсы Рахманинова, Метнера и Прокофьева.
Сергей Прокофьев был знаком с Кошиц со студенческих лет. Он высоко ценил дарование певицы — писал, что «она поет дивно» и не раз выступал в ансамбле с ней. 15 марта 1918 года, незадолго до отъезда композитора из России, Кошиц вместе с Прокофьевым исполнили в Москве новый цикл романсов композитора — «Пять стихотворений Ахматовой для голоса с фортепиано» опус 27. Возможно, фотография сохранила момент именно этого исполнения.
Сергей Прокофьев и Нина Кошиц
В 1920 году Нина Кошиц эмигрировала из России проторённым путем: из Москвы уехала в Киев, оттуда в Одессу и затем в Константинополь. С помощью давнего друга — Прокофьева — Кошиц перебралась в Нью-Йорк, где композитор обосновался двумя годами ранее.
Искренне желая помочь старинной приятельнице в ее американской карьере, Прокофьев представил Нину Кошиц директору чикагского оперного театра Мэри Гарден. Придя в восторг от голоса Кошиц, та сразу же предложила Нине партию Фаты Морганы в постановке оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Кошиц исполняла и другие сочинения композитора — Пять песен без слов опус 35, «Гадкого утенка» для голоса и фортепиано, участвовала в мировой премьере оперы «Огненный ангел» в 1928 году.
Успешная артистическая жизнь певицы закончилась в маленьком американском городке Санта-Ана на тихоокеанском побережье Соединенных Штатов. Стареющая примадонна жила в окружении знакомых артистов, музыкантов, друзей юности, писала музыку, сочиняла стихи. Ее воспоминания даже были напечатаны в американской русскоязычной газете «Новое русское слово» в 1965 году. И несмотря на то, что отношение Прокофьева к певице со временем менялось вплоть до открытой неприязни, она вспоминала композитора с благодарностью — ведь он помогал ей морально и материально в трудные годы. Правда, заканчивались ее мемуары на щемящей ноте: «Он никогда не написал — ни мне, ни обо мне — во многих своих воспоминаниях. А мы были так дружны!». Подтверждение этой дружбы — редкая фотография из музейных фондов.
Ценные экспонаты — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Коровин — Пейзаж

Первый русский импрессионист Константин Коровин говорил: «Пейзаж нельзя писать без цели, только за то, что он красив — в нем должна быть история вашей души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам».

Леонид Коган на конкурсе в Брюсселе

В личном фонде скрипача Леонида Когана в Музее музыки сохранилась памятная фотография. Она была сделана в 1951 году в Брюсселе после окончания Международного конкурса скрипачей имени королевы Елизаветы.

Леонид Коган и Франко Маннино

На фотографии из фондов Музея музыки два выдающихся музыканта — скрипач Леонид Коган и итальянский дирижёр, пианист, композитор, оперный режиссёр и драматург Франко Маннино. Фото сделано после совместного концерта: улыбающиеся музыканты во фраках, в руках у Когана скрипка, с которой он никогда не расставался.