Поленов. «Призраки Эллады»

Выпуск 276
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 1949 году Борис Мамонтов, племянник знаменитого мецената, основателя и руководителя Московской частной оперы Саввы Мамонтова, передал музею полтора десятка старинных фотографий. На них — сам Савва Иванович, его родственники и друзья, оперные артисты, а также виды знаменитого имения Абрамцево, где жили и творили художники, музыканты. Любительские фотокарточки от времени выцвели, а вот работы профессиональных московских фотографов, наклеенные на фирменные паспарту, и сегодня выглядят как новенькие. На одной из фотографий запечатлен артист в древнегреческом одеянии — темной тунике, светлом плаще и сандалиях, стоящий в картинной позе.
Поленов. «Призраки Эллады»
На паспарту две надписи: — Артист Григорьев в «Призраках Эллады» и дарственная: «Добрейшему Савве Ивановичу в знак глубокой благодарности за полученные указания при первых шагах моих на оперной сцене. Павел Григорьев. 25 сентября 1906 года, Москва».
Автором оперы «Призраки Эллады» был известный художник Василий Поленов, а либретто написали Савва Мамонтов и его сын Сергей. Поленов был большим любителем музыки. Опера «Призраки Эллады» — не единственный его музыкальный опус. В своем имении на Оке Поленов разучил с детьми и поставил вторую свою оперу «Анна Бретонская».
Композитор Сергей Василенко познакомился с Поленовым в 1902 году, когда гостил в имении его брата Алексея. Василий Дмитриевич подробно расспрашивал Василенко о правилах композиции, о древних ладах и музыке античной Греции. Это было не праздное любопытство — художник уже начал сочинять оперу. В 1906 году она была поставлена на сцене Большого зала консерватории. «Я был на премьере, которая осталась единственным представлением, — вспоминал Василенко. — Музыка, кем-то для Поленова гармонизованная и инструментованная, представляла собою детский лепет. Публика, наверное, заснула бы от скуки, если бы в любовном дуэте тенор так внезапно не схватил героиню, что она громко икнула от неожиданности, чем привела зрителей в восторг. Прекрасна была только декорация (одна и та же в трех картинах), представлявшая морской залив в Элладе со статуей Венеры в середине». Конец цитаты. Неудивительно, что декорация была хороша — ведь талант художника Поленова явно превосходил его композиторское мастерство. Старинные фотографии — важная часть нашей музыкальной истории.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.(открывается в новом окне)

Последние выпуски программы

Французский сервиз Александра Гольденвейзера

В музее-квартире Александра Борисовича Гольденвейзера хранится французский сервиз конца 18-го столетия, изготовленный Королевской Севрской мануфактурой.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества.

Поиск по сайту