Поленов. «Призраки Эллады»
Выпуск 276
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 1949 году Борис Мамонтов, племянник знаменитого мецената, основателя и руководителя Московской частной оперы Саввы Мамонтова, передал музею полтора десятка старинных фотографий. На них — сам Савва Иванович, его родственники и друзья, оперные артисты, а также виды знаменитого имения Абрамцево, где жили и творили художники, музыканты. Любительские фотокарточки от времени выцвели, а вот работы профессиональных московских фотографов, наклеенные на фирменные паспарту, и сегодня выглядят как новенькие. На одной из фотографий запечатлен артист в древнегреческом одеянии — темной тунике, светлом плаще и сандалиях, стоящий в картинной позе.
На паспарту две надписи: — Артист Григорьев в «Призраках Эллады» и дарственная: «Добрейшему Савве Ивановичу в знак глубокой благодарности за полученные указания при первых шагах моих на оперной сцене. Павел Григорьев. 25 сентября 1906 года, Москва».
Автором оперы «Призраки Эллады» был известный художник Василий Поленов, а либретто написали Савва Мамонтов и его сын Сергей. Поленов был большим любителем музыки. Опера «Призраки Эллады» — не единственный его музыкальный опус. В своем имении на Оке Поленов разучил с детьми и поставил вторую свою оперу «Анна Бретонская».
Композитор Сергей Василенко познакомился с Поленовым в 1902 году, когда гостил в имении его брата Алексея. Василий Дмитриевич подробно расспрашивал Василенко о правилах композиции, о древних ладах и музыке античной Греции. Это было не праздное любопытство — художник уже начал сочинять оперу. В 1906 году она была поставлена на сцене Большого зала консерватории. «Я был на премьере, которая осталась единственным представлением, — вспоминал Василенко. — Музыка, кем-то для Поленова гармонизованная и инструментованная, представляла собою детский лепет. Публика, наверное, заснула бы от скуки, если бы в любовном дуэте тенор так внезапно не схватил героиню, что она громко икнула от неожиданности, чем привела зрителей в восторг. Прекрасна была только декорация (одна и та же в трех картинах), представлявшая морской залив в Элладе со статуей Венеры в середине». Конец цитаты. Неудивительно, что декорация была хороша — ведь талант художника Поленова явно превосходил его композиторское мастерство.
Старинные фотографии — важная часть нашей музыкальной истории.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.