Пипа
Выпуск 274
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Пипа — китайский струнный щипковый музыкальный инструмент, типа лютни. Ее родина — Междуречье Тигра и Евфрата на Ближнем Востоке. Это один из самых древних классических инструментов Китая. Первое упоминание о нем встречается в летописях династии Цинь в третьем веке до нашей эры.
Название «пипа» связано со способом игры на инструменте и состоит из двух иероглифов, первый из которых означает удар по струнам пальцами сверху вниз, а второй — снизу вверх. Музыкант Си Лю, который жил во времена династии Восточная Хань, писал в своем трактате, что термин «пипа» означает игру двумя пальцами.
В Российском национальном музее музыки хранится пипа, созданная неизвестным мастером в начале ХХ века. Она была в числе первых поступлений в музей в 1912 году. Пипа имеет деревянный грушевидный корпус без резонаторных отверстий и короткую шейку с наклеенным зубчатым грифом. Корпус инструмента, выдолбленный из ценных пород дерева, покрыт плоской декой из хвойных пород. Четыре струны музейной пипы по традиции изготовлены из шёлка, но на современные инструменты часто ставят нейлоновые или металлические струны.
В период правления династии Тан (в седьмом — десятом веках нашей эры) пипа была в Китае самым почетным и любимым музыкальным инструментом. Она входила в состав больших придворных оркестров, сопровождавших грандиозные музыкально-танцевальные и цирковые представления. Пипу также можно было услышать в трактирах — на ней певцы аккомпанировали себе. Сохранилось множество настенных росписей эпохи Тан, изображающих сцены музицирования с непременным участием пипы. Поэт того времени Бо Цзюйи так описывает звучание инструмента: толстые струны «шумят, как бурный поток», тонкие струны «шелестят, словно нежный доверчивый шепот», «звуки сплетаются воедино, падая градом крупных и мелких жемчужин на нефритовое блюдо».
Богатые технические возможности пипы позволяют исполнять на ней сольные произведения, но она также прекрасно звучит в оркестре и как аккомпанемент пению или декламации. Современный инструмент наиболее популярен в Центральном и Южном Китае, где появился даже свой музыкальный жанр «нань гуань». Однако интерес к нему проявляют музыканты и других стран. Обворожительные звуки пипы можно услышать в композициях, написанныхдаже в таких стилях как «рок» или «фольк-рок». Например, американская группа Incubus («Инкьюбас») использовала пипу в своем альбоме «Утренний вид».
Уникальные инструменты — это живая история музыки.