Дрезденские зимы Рахманинова

Выпуск 273
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
На фотокарточке, хранящейся в фонде Сергея Рахманинова, мы видим изумительно красивый немецкий дом в три этажа под черепичной крышей, с башенками, увитыми виноградом. В этом доме в Дрездене Сергей Васильевич Рахманинов с женой Наталией Александровной и дочерьми Татьяной и Ириной прожили три зимы: 1906, 1907 и 1908 годов.
Дрезденские зимы Рахманинова
Дом на Сидониен-штрассе, называемый «Гартен-Вилла» (Вилла в саду) нравился Рахманинову, как ни одна съемная квартира до того. «Живем мы здесь настоящими отшельниками: никого не видим, никого не знаем и сами никуда не показываемся», — писал Сергей Васильевич своему другу, певцу и композитору Михаилу Слонову. «Я работаю очень много и чувствую себя очень хорошо. Такая жизнь мне, на старости лет, очень нравится и вполне по мне сейчас».
На самом деле до старости было еще очень далеко: Рахманинову исполнилось только 33 года. Однако он нуждался в отдыхе от утомительного труда концертирующего пианиста и дирижера Большого театра. «Дрезденские зимы» стали для него возможностью без помех заниматься композицией. Зимой Рахманинов жил в Дрездене, весной возвращался в Москву, чтобы услышать в концертах свои новые сочинения, а на лето уезжал в любимое имение Ивановку в Тамбовской губернии.
В Дрездене композитором были написаны Первая соната для фортепиано, Вторая симфония, романсы опус 26. Под впечатлением от увиденной в Дрездене картины Арнольда Бёклина «Остров мертвых» Рахманинов создал симфоническую картину с тем же названием.
В Дрезденском оперном театре Рахманинов слушал оперу «Саломея» Рихарда Штрауса и вагнеровские оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры» и «Тристан и Изольда». «А еще видел оперетку „Веселая вдова“, написал он другу Никите Морозову. — Хоть и сейчас написано, но тоже гениально. Я хохотал как дурак».
После окончательного отъезда Рахманинова за границу в 1917 году его гастрольные маршруты не раз пролегали через Германию, причем Дрезден был постоянным местом летнего отдыха. Наконец в 1931 году композитор смог осуществить свое давнее желание и построил первый в жизни собственный дом — имение Сенар в Швейцарии. К нему вела прямая ниточка от рахманиновского дома в Дрездене, который мы видим на музейной фотографии. Уникальные документы — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.