Дрезденские зимы Рахманинова

Выпуск 273
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
На фотокарточке, хранящейся в фонде Сергея Рахманинова, мы видим изумительно красивый немецкий дом в три этажа под черепичной крышей, с башенками, увитыми виноградом. В этом доме в Дрездене Сергей Васильевич Рахманинов с женой Наталией Александровной и дочерьми Татьяной и Ириной прожили три зимы: 1906, 1907 и 1908 годов.
Дрезденские зимы Рахманинова
Дом на Сидониен-штрассе, называемый «Гартен-Вилла» (Вилла в саду) нравился Рахманинову, как ни одна съемная квартира до того. «Живем мы здесь настоящими отшельниками: никого не видим, никого не знаем и сами никуда не показываемся», — писал Сергей Васильевич своему другу, певцу и композитору Михаилу Слонову. «Я работаю очень много и чувствую себя очень хорошо. Такая жизнь мне, на старости лет, очень нравится и вполне по мне сейчас».
На самом деле до старости было еще очень далеко: Рахманинову исполнилось только 33 года. Однако он нуждался в отдыхе от утомительного труда концертирующего пианиста и дирижера Большого театра. «Дрезденские зимы» стали для него возможностью без помех заниматься композицией. Зимой Рахманинов жил в Дрездене, весной возвращался в Москву, чтобы услышать в концертах свои новые сочинения, а на лето уезжал в любимое имение Ивановку в Тамбовской губернии.
В Дрездене композитором были написаны Первая соната для фортепиано, Вторая симфония, романсы опус 26. Под впечатлением от увиденной в Дрездене картины Арнольда Бёклина «Остров мертвых» Рахманинов создал симфоническую картину с тем же названием.
В Дрезденском оперном театре Рахманинов слушал оперу «Саломея» Рихарда Штрауса и вагнеровские оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры» и «Тристан и Изольда». «А еще видел оперетку „Веселая вдова“, написал он другу Никите Морозову. — Хоть и сейчас написано, но тоже гениально. Я хохотал как дурак».
После окончательного отъезда Рахманинова за границу в 1917 году его гастрольные маршруты не раз пролегали через Германию, причем Дрезден был постоянным местом летнего отдыха. Наконец в 1931 году композитор смог осуществить свое давнее желание и построил первый в жизни собственный дом — имение Сенар в Швейцарии. К нему вела прямая ниточка от рахманиновского дома в Дрездене, который мы видим на музейной фотографии. Уникальные документы — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Гитара, принадлежавшая Леониду Утёсову

Перед нами очень ценный экспонат из фондов Музея музыки — семиструнная гитара, принадлежавшая знаменитому певцу, киноактёру, основателю легендарного джазового оркестра Леониду Осиповичу Утёсову.

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.