Письмо Марии Юдиной. История одной звукозаписи
- 5 сентября 2018
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Сегодня я расскажу вам об интереснейшем документе из литературного наследия Марии Вениаминовны Юдиной. Это письмо, адресованное директору Всесоюзной студии грамзаписи Борису Давидовичу Владимирскому. Оно хранится в Музее музыки в его личном фонде. Автограф Юдиной — самый драгоценный документ архива Бориса Владимирского, яркий образец литературного стиля выдающейся пианистки.
![Письмо Марии Юдиной. История одной звукозаписи](https://img.orpheus.ru/1wDT--ztJl4HcZwJOg8HSMRPl_v5ZfLY36u6wdj3mQA/resize:fit:1440:1440:0:0/bG9jYWw6Ly8vaS85MDIvOTQvNzJmMWY0ODMuanBn.jpg)
На письме стоит дата —18 июня 1968 года. Мария Вениаминовна предлагает записать на грампластинку одно из ее любимых произведений — Второй фортепианный квартет Иоганнеса Брамса, называя его «одной из вершин и Брамса, и всемирной камерной литературы вообще». Исполнителями, кроме нее самой, должны стать два артиста Государственного квартета имени Бетховена: скрипач Дмитрий Цыганов и виолончелист Сергей Ширинский, а также ее любимый исполнитель на альте Федор Дружинин, который, по ее словам, «как альтист равен Хиндемиту». Юдина впервые услышала игру Дружинина еще в 1957 году, когда она входила в худсовет Всесоюзного Радио. Тогда она сказала: «С этим человеком я хочу играть».
Письмо Юдиной впечатляет даже внешне — оно занимает восемь вчетверо сложенных листов, плотно исписанных крупным почерком, с характерным «готическим» написанием буквы «т». Как бы извиняясь за объем письма, Мария Вениаминовна сделала приписку на конверте: «Письмо не длинное, у меня почерк крупный».
Фразы и разделы письма пронумерованы, отдельные слова и предложения выделены подчеркиванием — налицо четкая структура и логика изложения. После вступления: «Приветствую Ваше возвращение из отпуска!», следует основной раздел— «Итак! Я настоятельно прошу вас дать нам возможность записать Второй квартет Брамса для фортепиано, скрипки, альта и виолончели сейчас, а не в сентябре».
Следующий раздел — дополнительные аргументы в пользу немедленного начала работы: «Сейчас мы все четверо в сборе: два года болевший Сергей Петрович Ширинский, ныне, слава Богу, здоровый и бодрый, Дмитрий Михайлович Цыганов, преисполненный своей обычной творческой энергии, Федя Дружинин, не уезжающий сейчас с Ленинградской филармонией за границу, как многократно бывало, — и я, грешная, „назубок“ знающая этот квартет — потрясающей гениальности».
И, наконец, кульминация письма — живой рассказ о встрече с Сергеем Ширинским и его реплики, как дополнительный аргумент: «29-го мая я неожиданно встретила веселого и здорового Сергея Петровича у Никитских ворот, он очень быстро шагал вперед; „куда вы несетесь?“ — воскликнула я, — и разве Вам можно так не щадить себя?» — Я здоров, здоров, давайте сейчас писать Брамса! — мажорно ответствовал артист — и мы на ходу простились!». Кода письма, выстроенного явно музыкально, — извинения за неоконченные ранее записи и музыкальная подпись от имени Брамса — начальные такты фортепианной партии Второго квартета.
Ну как можно было отказать такой эмоциональной просьбе?
Обратимся к дневниковым записям квартета имени Бетховена, которые многие годы вел его альтист Вадим Борисовский. В них значится: в конце июня — начале июля 1968 года состоялись репетиции Квартета Брамса, 4 июля в Студии грамзаписи записаны две первые части, 8 июля — 4-я часть. Запись 3-й части была перенесена на октябрь. Работа проходила трудно — об этом пишет в своих воспоминаниях близкая приятельница Юдиной, внучка Павла Флоренского Мария Сергеевна Трубачева. «Она [Юдина] берет меня в студию звукозаписи, где играет вместе с квартетом Бетховена. становлюсь свидетельницей капризов и ссоры музыкантов, когда из-за внутренних разногласий то один, то другой прекращают исполнение, и все в грозной тишине сидят подолгу молча. Лишь усилиями Марии Вениаминовны, непонятно, каким образом, напряжение снимается, и музыканты один за другим вступают в игру. Запись заканчивается благополучно».
Так рождаются шедевры исполнительского искусства.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.