Эфиопские лиры

Выпуск 269
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В конце 1950-х — начале 60-х годов из Дирекции художественных выставок и панорам, а также из Эфиопии через Министерство культуры СССР в Музей музыки были переданы девять уникальных экспонатов. Это двухсторонний барабан, народная флейта и семь струнных инструментов. Среди них два однострунных смычковых инструмента с объемным корпусом в форме ромба — они называются масанко (или мэсинко) и пять инструментов семейства лир, а именно: четыре крара (или кырара) — лиры с шестью струнами и округлым корпусом, и одна более крупная лира с прямоугольным резонатором, имеющая девять струн — она называется бэгэна.
Эфиопские лиры
В древности струнные щипковые лиры были очень популярны, но сегодня они сохранились лишь в некоторых регионах Африки и Сибири. Наибольший интерес вызывают именно лиры из Эфиопии, поскольку они представляют две основные разновидности инструмента, известные с древнейших времен. Различие в форме корпуса-резонатора: округлой или прямоугольной. Как в Древней Греции, так и сегодня прямоугольный инструмент ценится выше округлого. Если прямоугольная бэгэна — это лира эфиопской аристократии и духовенства, то округлый крар ‑ популярная народная лира. В современной Эфиопии распространены оба типа, но в других регионах Африки встречаются лиры только с округлым корпусом.
По легенде, бэгэна — богоданный и священный инструмент, созданный для религиозной медитации, он ассоциируется с образом библейского царя Давида, а крар создан дьяволом для воспевания мирских радостей. В прошлом крар в Эфиопии использовали странствующие музыканты — азмари. Это были профессиональные певцы-сказители ‑ носители традиционной музыкальной культуры. Некоторые азмари служили при дворах знатных вельмож, другие путешествовали по стране, сообщая новости и исполняя песни исторического и философского содержания. Зачастую эти песни содержали острую социальную критику. Азмари также пели на праздниках и свадьбах, виртуозно аккомпанируя себе на масанко или краре, а также исполняли песни, восхваляющие женщин. В прошлом профессия азмари презиралась. Но в современной Эфиопии их престиж растёт, и даже создано профессиональное объединение азмари.
Всего в коллекции Музея музыки хранится семь эфиопских краров. Самый яркий и выразительный из них, переданный из Эфиопии в 1959 году, ‑ более 30 лет демонстрировался в экспозиции «Музыкальные инструменты народов мира». Это довольно крупный экземпляр. Тыльная сторона округлого деревянного корпуса украшена резьбой в форме геометрического орнамента. Широкая часть корпуса обтянута кожаной мембраной. Шесть струн закрепляются внизу корпуса за кожаную петлю, а вверху струны слегка расходятся. Как во многих современных инструментах, они наматываются на колки, которые вставляются в утолщение на поперечной перекладине.
На краре играют либо пальцами, либо с помощью плектра (медиатора), а второй рукой заглушают звучание остальных струн.
Уникальные инструменты — живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.