Фотография Юлиана Крейна в Париже

  • 3 сентября 2018
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
На любительской фотографии из фонда композиторов Крейнов изображены трое: улыбающийся мальчик в круглых очках, юноша постарше и человек средних лет с густой седой шевелюрой. Фотография сделана в Париже в 1932 году и запечатлела трех композиторов: Любомира Пипкова, Мануэля Понсе и нашего соотечественника, юного Юлиана Крейна.
Фотография Юлиана Крейна в Париже
В фонде Крейнов собраны документы трех представителей этой музыкальной династии, трех композиторов — Григория Абрамовича Крейна, оригинального и самобытного, но сегодня почти неизвестного, его брата Александра, автора популярного в свое время балета «Лауренсия», и его сына Юлиана, композитора с удивительной судьбой. Юлиан Крейн родился в 1913 году, в семилетнем возрасте начал сочинять музыку в подражание отцу, в 8 лет написал Гимн для детского хора и фортепиано на слова Луначарского. Под впечатлением услышанной в Большом театре оперы «Князь Игорь» одиннадцатилетний вундеркинд сочинил оперу «Месть Перуна» из жизни древлян и посвятил ее Бородину. В 1926 году Юлиан, как особо одаренный ребенок, был командирован в Париж для обучения в консерватории. Ему была даже назначена ежемесячная стипендия — 18 рублей. На учебу Юлиан поехал вместе с отцом, который в молодости тоже учился за границей, в Берлине.
В Парижскую консерваторию Юлиану Крейну поступить не удалось — иностранцев туда не принимали. Но в Париже было еще одно высшее музыкальное учебное заведение, и туда принимали граждан других стран. Оно называлось Эколь Нормаль де Мюзик. Роскошное здание школы — в прошлом частный особняк — напоминало Парижскую оперу. Залы носили имена знаменитых музыкантов: Альфреда Корто, Жака Тибо и других. В зале Казальса на первом этаже занимался со своими учениками композитор Поль Дюка, к которому явился с рекомендательным письмом Крейн. Дюка, показавшийся юноше поначалу скучным брюзгой, оказался умным, добрым и отзывчивым человеком. В конце обучения Юлиан попросил учителя выставить ему оценки и получил листок с высшими оценками по балльной системе — 20 — и отзывом учителя: «Исключительные данные. Знает уже все, чему невозможно научить».
Соучениками Крейна по классу Дюка стали болгарский композитор Любомир Пипков и мексиканский композитор, дирижер и пианист Мануэль Понсе; последнему было уже за сорок, он был известен как автор эстрадных песен, в том числе всемирно знаменитой «Эстреллиты». В 1932 году после выпускного экзамена друзья отпраздновали окончание обучения в ресторане, а затем — дома у Понсе. Там и была сделана эта фотография.
В 1934 году Юлиан Крейн вернулся в СССР. В советскую музыкальную действительность он входил с трудом. Написанные и с триумфом исполненные в Париже сочинения на родине практически не исполнялись, а те, что все-таки прозвучали, критики назвали атональными и заумными. Более успешной оказалась деятельность Крейна в качестве лектора и музыкального критика: он выступал с докладами о музыкальной жизни Франции, писал воспоминания о Поле Дюка и о себе — «Страницы моей музыкальной жизни». В итоге Франция оказалась самой яркой и незабываемой частью его жизни.
Уникальные документы — живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Ступень к Парнасу

В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача.

Несостоявшиеся концерты Рахманинова

Недавно завершилась реставрация ценного документа из фонда Сергея Рахманинова в Музее музыки. На ветхом пожелтевшем листе бумаги напечатаны программы сольных концертов, которые пианист собирался дать в Мексике. Документ на английском языке так и называется: «Пять концертов в Мехико».

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.