Константин Коровин — эскиз к нереализованному фильму «Борис Годунов»

  • 30 августа 2018
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Идея парижской постановки фильма «Борис Годунов» с участием Фёдора Шаляпина родилась в конце 1920-х годов у известного кинопродюсера Иосифа Ермольева. Певец поддержал замысел: он верил в безграничные возможности звукового кино и утверждал в одном из интервью: «Может быть, звучащий фильм станет театром будущего. <….> Если дать звучащему фильму содержание и глубину, если сделать его цветным и позаботиться, чтобы он в совершенстве передавал голосовую и музыкальную часть <….> то я не вижу, как против него устоит театр».
В 1930 году появилось сообщение о том, что Шаляпин подписал контракт с французской фирмой «Гомон-Франко-Фильм-Обер» на постановку фильма «Борис Годунов»: «На экране не будет <….> воспроизведена опера Мусоргского, в которой прославленный артист-певец создал роль царя Бориса. <….> На основании всей широты исторических данных <….> будет создан отдельный фильм, героем которого явится Борис Годунов. Разумеется, в него войдут и элементы пушкинского творчества, но в независимой трактовке. Так, например, Борис не будет представлен вдохновителем убийства царевича.
<….> Конечно, в фильмовой музыке будет использован Мусоргский, и притом широко. Но музыкальные иллюстрации будут проведены во всем разнообразии, в зависимости от того или иного характера данной сцены. Рядом с Мусоргским будет и музыкальное творчество Сергея Рахманинова, будет и музыка других русских композиторов».
Константин Коровин — эскиз к нереализованному фильму «Борис Годунов»
По свидетельству предполагаемого режиссёра картины Иосифа Осипова, идея продюсера Ермольева отличалась ещё большей оригинальностью: великий Шаляпин должен был исполнить три роли — царя Бориса, Пимена и Варлаама, благо кинематограф открывал такие возможности. Сценарий был поручен Дмитрию Мережковскому. Планировалось, что помимо сцен из пушкинского «Бориса Годунова», в сценарий войдут тексты оперных арий Бориса и эпизоды из трагедии Алексея Константиновича Толстого «Царь Борис».
К работе над оформлением фильма по указанию Шаляпина был привлечён его близкий друг художник Константин Коровин. Первым эскизом к фильму стала сцена коронации. Когда Шаляпин увидел эскиз, он закричал: «Вот это великолепно!»
Однако постановка не состоялась. В числе причин называют и болезнь Шаляпина, и отсутствие денежных средств на дорогостоящее предприятие. Сохранились сценарий Мережковского и этот живописный эскиз — интереснейшее свидетельство попытки Константина Коровина работать в кинематографе.
В 1967 году Иосиф Осипов передал эскиз на родину, и он поступил в коллекцию Музея имени Глинки.
Уникальные документы — живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Дмитрий Шостакович. Музыка к фильму «Молодая гвардия»

В музее Музыки хранится драгоценная рукопись Дмитрия Шостаковича — музыка к фильму «Молодая гвардия», вышедшему на экраны в 1948 году. Листы автографа пожелтели, края потрёпаны. Ноты и пометки написаны аккуратным мелким почерком, на каждой странице вверху справа — подпись композитора.

Игорь Стравинский дирижирует

В фондах Музея музыки хранится рисунок художника Льва Говорова, на котором изображён композитор Игорь Стравинский за дирижёрским пультом. На рисунке имеется подпись автора и дарственная надпись: «Музыкальному музею имени Глинки на память от Игоря Стравинского — его изображение».

Гимн СССР Дмитрия Шостаковича

В Музее музыки хранится авторская рукопись Дмитрия Шостаковича — гимн СССР. Создание нового Гимна началось в тяжёлое военное время, весной 1942 года, и проходило в несколько этапов.