Константин Коровин — эскиз к нереализованному фильму «Борис Годунов»

Выпуск 266
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Идея парижской постановки фильма «Борис Годунов» с участием Фёдора Шаляпина родилась в конце 1920-х годов у известного кинопродюсера Иосифа Ермольева. Певец поддержал замысел: он верил в безграничные возможности звукового кино и утверждал в одном из интервью: «Может быть, звучащий фильм станет театром будущего. <….> Если дать звучащему фильму содержание и глубину, если сделать его цветным и позаботиться, чтобы он в совершенстве передавал голосовую и музыкальную часть <….> то я не вижу, как против него устоит театр».
В 1930 году появилось сообщение о том, что Шаляпин подписал контракт с французской фирмой «Гомон-Франко-Фильм-Обер» на постановку фильма «Борис Годунов»: «На экране не будет <….> воспроизведена опера Мусоргского, в которой прославленный артист-певец создал роль царя Бориса. <….> На основании всей широты исторических данных <….> будет создан отдельный фильм, героем которого явится Борис Годунов. Разумеется, в него войдут и элементы пушкинского творчества, но в независимой трактовке. Так, например, Борис не будет представлен вдохновителем убийства царевича.
<….> Конечно, в фильмовой музыке будет использован Мусоргский, и притом широко. Но музыкальные иллюстрации будут проведены во всем разнообразии, в зависимости от того или иного характера данной сцены. Рядом с Мусоргским будет и музыкальное творчество Сергея Рахманинова, будет и музыка других русских композиторов».
Константин Коровин — эскиз к нереализованному фильму «Борис Годунов»
По свидетельству предполагаемого режиссёра картины Иосифа Осипова, идея продюсера Ермольева отличалась ещё большей оригинальностью: великий Шаляпин должен был исполнить три роли — царя Бориса, Пимена и Варлаама, благо кинематограф открывал такие возможности. Сценарий был поручен Дмитрию Мережковскому. Планировалось, что помимо сцен из пушкинского «Бориса Годунова», в сценарий войдут тексты оперных арий Бориса и эпизоды из трагедии Алексея Константиновича Толстого «Царь Борис».
К работе над оформлением фильма по указанию Шаляпина был привлечён его близкий друг художник Константин Коровин. Первым эскизом к фильму стала сцена коронации. Когда Шаляпин увидел эскиз, он закричал: «Вот это великолепно!»
Однако постановка не состоялась. В числе причин называют и болезнь Шаляпина, и отсутствие денежных средств на дорогостоящее предприятие. Сохранились сценарий Мережковского и этот живописный эскиз — интереснейшее свидетельство попытки Константина Коровина работать в кинематографе.
В 1967 году Иосиф Осипов передал эскиз на родину, и он поступил в коллекцию Музея имени Глинки.
Уникальные документы — живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.