Каргы-тюйдюк

  • 29 августа 2018
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Среди редкостей музейной коллекции почетное место занимает Каргы-тюйдюк — инструмент туркменских пастухов. Это продольная флейта, изготовленная из крупного тростника «каргы», отсюда и ее название. Сами пастухи считают, что лучшими выразительными качествами обладает инструмент, у которого 7 колен. Для того чтобы облегчить извлечение звука, верхний конец каргы-тюйдюка заостряют или надевают на него металлическое кольцо. В нижней части ствола вырезают 6 отверстий для игры. Одно из них, расположенное на тыльной стороне, носит название «шайтан дешик», что в переводе означает «чертова дырочка».
Каргы-тюйдюк
Если инструментом долго не пользовались, перед игрой корпус увлажняют изнутри водой. Благодаря этому он приобретает эластичность, и инструмент звучит лучше. Во время игры каргы-тюйдюк держат перед собой, немного наклоняя. В нижнем регистре слышны шипящие и гудящие призвуки, они создают неповторимый колорит. Высокие звуки сильнее и громче, и призвуки слышны меньше.
Как правило, на инструменте играют на открытом воздухе, хотя его звучание не отличается большой силой.
Исполнителя на этой туркменской разновидности флейт именуют тюйдюкчи. Основа репертуара — пьесы в медленном темпе под названием «наваи». Они небольшие по размеру, так как техника извлечения звука на инструменте довольно сложная.
Каргы-тюйдюк — один из наиболее древних туркменских музыкальных инструментов. О его происхождении существует легенда — вариант древнегреческого мифа о царе Мидасе. Согласно этой легенде, Искандер (Александр Македонский) имел на лбу рога. Тщательно скрывая свое уродство, он приказывал казнить всех парикмахеров, которые подстригали ему волосы. Однажды к нему пришел красивый молодой парикмахер, и Искандер не решился его казнить, но взял с него клятву не разглашать тайны. Юноше, конечно, не терпелось рассказать кому-нибудь об увиденном. Тогда он ушел далеко от города в степь, остановился около одинокого колодца и прошептал: — «У Искандера рога». Когда около колодца вырос тростник, и чабаны стали делать из него каргы-тюйдюки — эти инструменты и поведали всем о тайне Искандера.
В прошлом каргы-тюйдюк был очень распространен в Туркмении, почти каждый пастух умел играть на нем. В последнее время инструмент встречается все реже, а искусных исполнителей на каргы-тюйдюке сегодня просто единицы.
Уникальные инструменты — живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Альфред Шнитке и Юрий Башмет

На фотографии из фондов Музея музыки мы видим композитора Альфреда Шнитке и альтиста Юрия Башмета. Снимок сделан в мае 1987 года после концерта в Большом зале Московской консерватории. В тот вечер Башмет впервые исполнил для москвичей Концерт для альта с оркестром Шнитке.

Образ Мефистофеля в интерпретации Ф. И. Шаляпина

В фотоархиве Музея музыки представлен во всей полноте образ Мефистофеля в исполнении Федора Ивановича Шаляпина.

Ступень к Парнасу

В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача.