Шостакович за сочинением Восьмой симфонии
- 28 августа 2018
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В фондах Музея музыки хранится собрание рисунков и шаржей художника и композитора Аркадия Мазаева. Мазаев учился в Московской консерватории по классу композиции Анатолия Александрова и Михаила Гнесина, а также окончил Высшее училище военных капельмейстеров. В 1956 году художник передал в Музей музыкальной культуры имени Глинки большую коллекцию портретов своих коллег по Союзу композиторов. На одном из рисунков художник изобразил Дмитрия Шостаковича за работой над Восьмой симфонией. Рисунок датирован 1943 годом.
![Шостакович за сочинением Восьмой симфонии](https://img.orpheus.ru/YVVt0ymRacVNoXTqCudNjsUR0T0VweUonFWeowyIrwg/resize:fit:1440:1440:0:0/bG9jYWw6Ly8vaS85MDIvMjgvZDM4ZThlNTEuanBn.jpg)
Шел третий год Великой Отечественной войны, многие композиторы понемногу возвращались из эвакуации. Чтобы как-то поддержать их, накормить, дать возможность спокойно работать, не отвлекаясь на борьбу с бытовыми трудностями, Союз композиторов добился создания Дома творчества композиторов в Ивановской области, близ деревни Афанасово. По воспоминаниям Шостаковича, «дом был расположен на берегу крохотной, пересыхавшей в жаркое время речонки. Кругом — широкие поля, рощицы, а подальше — большие леса, до конца которых нам никогда не удавалось дойти».
Композиторы жили в большом одноэтажном каменном доме, когда-то принадлежавшем местному помещику. Для работы были выделены помещения в соседней деревне.
Именно в таком бревенчатом деревенском домике, который напоминал сарай, и работал Шостакович. Мазаев запечатлел на рисунке маленькую комнатку, в которой поместились лишь крошечный столик и пианино. Свет проникает сквозь открытое окно и дверь; другого освещения нет, так что композитору приходится низко склоняться над рукописью.
В Ивановском Доме творчества жили и работали Прокофьев, Мясковский, Глиэр, Хачатурян, многие другие композиторы и их семьи. Атмосфера была творческая, но оставалось время и для прогулок, спортивных игр, походов за грибами. Шостакович, окончив работу, в пять часов вечера появлялся в главном доме. По воспоминаниям композитора Николая Пейко, «простыни, отгораживающие столовую, раздвигались, в щель просовывалась голова Шостаковича и он говорил по-английски: „It is time to play volley-ball“. (Пора идти играть в волейбол.) И добавлял любимую фразу спортивного комментатора Вадима Синявского: „Матч состоится при любой погоде!“
При отъезде каждый композитор получал в подарок от местной птицефабрики тридцать, сорок или пятьдесят куриных яиц — количество решало руководство птицефабрики. Шостаковичу выдали шестьдесят.
Восьмая симфония была дописана уже в Москве, осенью. Еще незаконченную партитуру композитор показал Евгению Мравинскому — дирижеру, исполнившему премьеры Пятой и Шестой симфоний Шостаковича. Мравинскому Шостакович посвятил свою новую симфонию; под управлением этого выдающегося дирижера симфония была исполнена в Москве 4 ноября 1943 года.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки. оскве 4 ноября 1943 года.