Шостакович за сочинением Восьмой симфонии

  • 28 августа 2018
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В фондах Музея музыки хранится собрание рисунков и шаржей художника и композитора Аркадия Мазаева. Мазаев учился в Московской консерватории по классу композиции Анатолия Александрова и Михаила Гнесина, а также окончил Высшее училище военных капельмейстеров. В 1956 году художник передал в Музей музыкальной культуры имени Глинки большую коллекцию портретов своих коллег по Союзу композиторов. На одном из рисунков художник изобразил Дмитрия Шостаковича за работой над Восьмой симфонией. Рисунок датирован 1943 годом.
Шостакович за сочинением Восьмой симфонии
Шел третий год Великой Отечественной войны, многие композиторы понемногу возвращались из эвакуации. Чтобы как-то поддержать их, накормить, дать возможность спокойно работать, не отвлекаясь на борьбу с бытовыми трудностями, Союз композиторов добился создания Дома творчества композиторов в Ивановской области, близ деревни Афанасово. По воспоминаниям Шостаковича, «дом был расположен на берегу крохотной, пересыхавшей в жаркое время речонки. Кругом — широкие поля, рощицы, а подальше — большие леса, до конца которых нам никогда не удавалось дойти».
Композиторы жили в большом одноэтажном каменном доме, когда-то принадлежавшем местному помещику. Для работы были выделены помещения в соседней деревне.
Именно в таком бревенчатом деревенском домике, который напоминал сарай, и работал Шостакович. Мазаев запечатлел на рисунке маленькую комнатку, в которой поместились лишь крошечный столик и пианино. Свет проникает сквозь открытое окно и дверь; другого освещения нет, так что композитору приходится низко склоняться над рукописью.
В Ивановском Доме творчества жили и работали Прокофьев, Мясковский, Глиэр, Хачатурян, многие другие композиторы и их семьи. Атмосфера была творческая, но оставалось время и для прогулок, спортивных игр, походов за грибами. Шостакович, окончив работу, в пять часов вечера появлялся в главном доме. По воспоминаниям композитора Николая Пейко, «простыни, отгораживающие столовую, раздвигались, в щель просовывалась голова Шостаковича и он говорил по-английски: „It is time to play volley-ball“. (Пора идти играть в волейбол.) И добавлял любимую фразу спортивного комментатора Вадима Синявского: „Матч состоится при любой погоде!“
При отъезде каждый композитор получал в подарок от местной птицефабрики тридцать, сорок или пятьдесят куриных яиц — количество решало руководство птицефабрики. Шостаковичу выдали шестьдесят.
Восьмая симфония была дописана уже в Москве, осенью. Еще незаконченную партитуру композитор показал Евгению Мравинскому — дирижеру, исполнившему премьеры Пятой и Шестой симфоний Шостаковича. Мравинскому Шостакович посвятил свою новую симфонию; под управлением этого выдающегося дирижера симфония была исполнена в Москве 4 ноября 1943 года.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки. оскве 4 ноября 1943 года.

Последние выпуски программы

Альфред Шнитке и Юрий Башмет

На фотографии из фондов Музея музыки мы видим композитора Альфреда Шнитке и альтиста Юрия Башмета. Снимок сделан в мае 1987 года после концерта в Большом зале Московской консерватории. В тот вечер Башмет впервые исполнил для москвичей Концерт для альта с оркестром Шнитке.

Образ Мефистофеля в интерпретации Ф. И. Шаляпина

В фотоархиве Музея музыки представлен во всей полноте образ Мефистофеля в исполнении Федора Ивановича Шаляпина.

Ступень к Парнасу

В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача.