Шостакович за сочинением Восьмой симфонии

Выпуск 264
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В фондах Музея музыки хранится собрание рисунков и шаржей художника и композитора Аркадия Мазаева. Мазаев учился в Московской консерватории по классу композиции Анатолия Александрова и Михаила Гнесина, а также окончил Высшее училище военных капельмейстеров. В 1956 году художник передал в Музей музыкальной культуры имени Глинки большую коллекцию портретов своих коллег по Союзу композиторов. На одном из рисунков художник изобразил Дмитрия Шостаковича за работой над Восьмой симфонией. Рисунок датирован 1943 годом.
Шостакович за сочинением Восьмой симфонии
Шел третий год Великой Отечественной войны, многие композиторы понемногу возвращались из эвакуации. Чтобы как-то поддержать их, накормить, дать возможность спокойно работать, не отвлекаясь на борьбу с бытовыми трудностями, Союз композиторов добился создания Дома творчества композиторов в Ивановской области, близ деревни Афанасово. По воспоминаниям Шостаковича, «дом был расположен на берегу крохотной, пересыхавшей в жаркое время речонки. Кругом — широкие поля, рощицы, а подальше — большие леса, до конца которых нам никогда не удавалось дойти».
Композиторы жили в большом одноэтажном каменном доме, когда-то принадлежавшем местному помещику. Для работы были выделены помещения в соседней деревне.
Именно в таком бревенчатом деревенском домике, который напоминал сарай, и работал Шостакович. Мазаев запечатлел на рисунке маленькую комнатку, в которой поместились лишь крошечный столик и пианино. Свет проникает сквозь открытое окно и дверь; другого освещения нет, так что композитору приходится низко склоняться над рукописью.
В Ивановском Доме творчества жили и работали Прокофьев, Мясковский, Глиэр, Хачатурян, многие другие композиторы и их семьи. Атмосфера была творческая, но оставалось время и для прогулок, спортивных игр, походов за грибами. Шостакович, окончив работу, в пять часов вечера появлялся в главном доме. По воспоминаниям композитора Николая Пейко, «простыни, отгораживающие столовую, раздвигались, в щель просовывалась голова Шостаковича и он говорил по-английски: „It is time to play volley-ball“. (Пора идти играть в волейбол.) И добавлял любимую фразу спортивного комментатора Вадима Синявского: „Матч состоится при любой погоде!“
При отъезде каждый композитор получал в подарок от местной птицефабрики тридцать, сорок или пятьдесят куриных яиц — количество решало руководство птицефабрики. Шостаковичу выдали шестьдесят.
Восьмая симфония была дописана уже в Москве, осенью. Еще незаконченную партитуру композитор показал Евгению Мравинскому — дирижеру, исполнившему премьеры Пятой и Шестой симфоний Шостаковича. Мравинскому Шостакович посвятил свою новую симфонию; под управлением этого выдающегося дирижера симфония была исполнена в Москве 4 ноября 1943 года.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки. оскве 4 ноября 1943 года.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.