Параппан

Выпуск 263
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В коллекции Музея собрано более 50-ти чувашских музыкальных инструментов — и традиционных, и современных. Среди них — популярный в Чувашии двухсторонний барабан, он называется параппан. Его корпус имеет форму цилиндра или бочонка, он изготавливается из дерева и украшается цветными узорами в национальном стиле. Барабан имеет две мембраны ‑ из собачьей, лошадиной или бараньей кожи. Они натягиваются при помощи деревянных обручей, которые закрепляют веревками.
Параппан
Играют на параппане двумя колотушками, формой они напоминают кегли и называются «токмак». Колотушка для левой руки более крупная, для правой — поменьше. По традиции перед игрой, для настраивания, кожу инструмента обрызгивали пивом. Звучание получалось сильное, глубокое, и вместе с тем мягкое, нерезкое.
Параппан нередко включался в ансамбль с чувашскими волынками ‑ шапаром, сарнаем и другими инструментами. В старину параппаны использовались для подачи сигналов, а также в обрядах и ритуалах. Они почти всегда входили в небольшие оркестры, игравшие на ярмарках, пирушках, масленичных и молодежных гуляниях.
Ни одна свадьба не проходила без параппана. В верховых районах Чувашии (то есть — расположенных вверх по Волге) параппаном сопровождали свадебные песни. Часто такой инструмент даже специально изготавливали к свадьбе. Его называли туй-параппан — то есть свадебный барабан. А в низовых районах Чувашии (вниз по Волге) была другая традиция — на параппане могли одновременно играть несколько человек. Из параппанов там складывались целые ансамбли.
В конце ХХ века параппан был непременной частью чувашских фольклорных коллективов.
В Музее музыки хранится четыре параппана. Инструмент, поступивший в коллекцию из Всесоюзного дома народного творчества в 1950 году, изготовлен в XIX веке неизвестным мастером. Он весьма традиционен, на нем нет украшений. Этот параппан более 30 лет демонстрируется в экспозиции «Музыкальные инструменты народов мира».
Три других музейных параппана изготовлены относительно недавно, в 1980-е годы. Два из них пришли в коллекцию из чувашской деревни Верхние Ачаки, из рук известного мастера — Василия Емельяновича Русскова. Один барабан окантован резным геометрическим орнаментом, другой украшен цветным узором в национальном стиле.
В 1986 году Музей приобрел у чувашского мастера Виктора Семёновича Чернова современный параппан, богато и красочно отделанный. Его корпус вырезан нарочито крупным штрихом и украшен резными стилизованными фигурами барабанщиков, помещенными в геометрический орнамент. Шнуры, натягивающие мембраны, и колотушки украшены крупными кистями.
Музыкальные инструменты — живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.