Апхьярца: «то, чем побуждают идти вперед»

Выпуск 261
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Народная музыка абхазов преимущественно вокальная. Музыкальные инструменты в основном аккомпанируют пению. Тем не менее, они весьма самобытны.
Излюбленным инструментом народа является апхьярца, двухструнный смычковый инструмент с узким корпусом, похожим на веретено. Головка, шейка и корпус инструмента обычно делаются из одного куска дерева. Дно корпуса выпуклое, а вот дека плоская — ее изготавливают из ели. В деке вырезано резонаторное отверстие в форме отпечатка большого пальца. Считается, что это связано со старинной традицией: в это отверстие бросали ногти, первый раз срезанные у мальчика. Считалось, что они являются оберегами и обладают магической силой.
Апхьярца: «то, чем побуждают идти вперед»
На тыльной стороне корпуса, в его верхней части, у перехода в шейку, имеется еще одно отверстие — в него, как в футляр, опускается смычок. Струны у апхьярцы жильные, подставка для них высокая, выгнутая. Смычок имеет форму дуги. Для смычка используют конский волос, его перед игрой натирают сосновой смолой — она крепится к тыльной стороне корпуса. С этим связана народная абхазская поговорка: «Тот, кто не умеет играть на апхьярце, то и дело обращается к задней ее стороне», то есть делает вид, что причина изъянов в его игре — плохо натертый смолой смычок.
Играют на апхярце сидя, опустив инструмент вниз, чуть под наклоном, и придерживая нижнюю часть корпуса коленями.
Исполнитель одновременно являлся и певцом, и поэтом-импровизатором. Под аккомпанемент апхьярцы пелись историко-героические, обрядовые и бытовые песни.
В прошлом инструмент применялся не только в быту, но и в ратном деле. В каждом воинском отряде были свои исполнители на апхьярце. Они первыми шли в бой, а уже за ними двигалось войско. Не случайно название инструмента в переводе на русский означает: «то, чем побуждают идти вперед». Абхазы считали, что звуки апхьярцы избавляют от страха, облегчают боль и страдания, исцеляют. Пение в ее сопровождении входило в обряды поклонения божеству охоты, моления о дожде, оплакивания усопших.
В конце 1930-х годов была сделана попытка усовершенствовать апхьярцу. Было сконструировано целое семейство инструментов — оно вошло в Национальный ансамбль песни и танца Абхазии.
В Музее музыки представлены несколько экземпляров инструмента. Среди них и традиционная апхьярца, и модернизированный образец — его изготовил мастер Пётр Александрович Шошин.
Уникальные народные инструменты — живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.(открывается в новом окне)

Последние выпуски программы

Французский сервиз Александра Гольденвейзера

В музее-квартире Александра Борисовича Гольденвейзера хранится французский сервиз конца 18-го столетия, изготовленный Королевской Севрской мануфактурой.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества.

Поиск по сайту