Апхьярца: «то, чем побуждают идти вперед»

Выпуск 261
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Народная музыка абхазов преимущественно вокальная. Музыкальные инструменты в основном аккомпанируют пению. Тем не менее, они весьма самобытны.
Излюбленным инструментом народа является апхьярца, двухструнный смычковый инструмент с узким корпусом, похожим на веретено. Головка, шейка и корпус инструмента обычно делаются из одного куска дерева. Дно корпуса выпуклое, а вот дека плоская — ее изготавливают из ели. В деке вырезано резонаторное отверстие в форме отпечатка большого пальца. Считается, что это связано со старинной традицией: в это отверстие бросали ногти, первый раз срезанные у мальчика. Считалось, что они являются оберегами и обладают магической силой.
Апхьярца: «то, чем побуждают идти вперед»
На тыльной стороне корпуса, в его верхней части, у перехода в шейку, имеется еще одно отверстие — в него, как в футляр, опускается смычок. Струны у апхьярцы жильные, подставка для них высокая, выгнутая. Смычок имеет форму дуги. Для смычка используют конский волос, его перед игрой натирают сосновой смолой — она крепится к тыльной стороне корпуса. С этим связана народная абхазская поговорка: «Тот, кто не умеет играть на апхьярце, то и дело обращается к задней ее стороне», то есть делает вид, что причина изъянов в его игре — плохо натертый смолой смычок.
Играют на апхярце сидя, опустив инструмент вниз, чуть под наклоном, и придерживая нижнюю часть корпуса коленями.
Исполнитель одновременно являлся и певцом, и поэтом-импровизатором. Под аккомпанемент апхьярцы пелись историко-героические, обрядовые и бытовые песни.
В прошлом инструмент применялся не только в быту, но и в ратном деле. В каждом воинском отряде были свои исполнители на апхьярце. Они первыми шли в бой, а уже за ними двигалось войско. Не случайно название инструмента в переводе на русский означает: «то, чем побуждают идти вперед». Абхазы считали, что звуки апхьярцы избавляют от страха, облегчают боль и страдания, исцеляют. Пение в ее сопровождении входило в обряды поклонения божеству охоты, моления о дожде, оплакивания усопших.
В конце 1930-х годов была сделана попытка усовершенствовать апхьярцу. Было сконструировано целое семейство инструментов — оно вошло в Национальный ансамбль песни и танца Абхазии.
В Музее музыки представлены несколько экземпляров инструмента. Среди них и традиционная апхьярца, и модернизированный образец — его изготовил мастер Пётр Александрович Шошин.
Уникальные народные инструменты — живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.