Александр Гречанинов — Гимн свободной России

Выпуск 259
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Один из ценнейших документов музейной коллекции — нотный автограф «Гимн свободной России». Произведение Александра Гречанинова с таким воодушевляющим названием — детище Февральской революции 1917 года. Как и многие представители творческой интеллигенции, Гречанинов воспринял революционные события с радостью и надеждой. Вот его свидетельство: «Народ высыпал на улицы, у всех в петлицах красные цветы, и люди восторженно обнимаются, со слезами на глазах от счастья…». Композитор бросился домой и в течение получаса набросал мелодию гимна. Но где взять слова? Первые две строки композитор позаимствовал у поэта Фёдора Сологуба: «Да здравствует Россия/ Свободная страна». Затем Гречанинов позвонил своему другу Константину Бальмонту. Поэт немедленно приехал и за несколько минут сочинил продолжение: «Свободная стихия великой суждена. Могучая держава, безбрежный океан. Борцам за волю слава, развеявшим туман».
Александр Гречанинов — Гимн свободной России
Еду на Кузнецкий мост в издательство Александра Гутхейля», — продолжает Гречанинов. Не теряя времени, он тотчас же отправился в нотную типографию, и к середине следующего дня витрина магазина Гутхейль уже была украшена новым «Гимном Свободной России». Весь доход от продажи пошел в пользу освобожденных политзаключенных. Как только открылись театры после революционных событий, первый же спектакль в Большом театре начался исполнением гимна Гречанинова. Произведение быстро стало популярным — и не только в России, но и в Америке, где текст был переведен на английский язык и Гимн был напечатан в издательстве Ширмера. Свои воспоминания о Гимне Гречанинов заканчивает горькими словами: «Держалась она [популярность] долго и после того, как в России никакой свободы уже не было…»
Еще одно известное сочинение Гречанинова было написано им тоже во время революции — но уже октябрьской. Это Демественная литургия. Ее автограф также хранится в Музее музыки. Восклицание «аллилуйя» в литургии напоминало композитору переживания тех дней — музыка казалась не светлой, а горькой. Он признавался: «Каждый раз, когда мне приходится слышать эту музыку, предо мною встают картины пережитых жутких дней…».
Пережив невероятные лишения и жизнь на грани нищеты, Гречанинов с женой Марией Григорьевной весной 1925 года навсегда покинули Родину. Но впереди их ждала тоска по России, по своим близким, душа рвалась домой. Тяжкий крест эмигранта Гречанинову выпало нести еще много лет — он скончался в Париже в 1956 году.
Уникальные рукописи — живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.