Терменвокс

Выпуск 258
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Терменвокс — первый в мире электронный музыкальный инструмент. Его создал российский изобретатель, физик и музыкант Лев Сергеевич Термен. В 1920 году на ученом заседании Термен дал свой первый концерт на новом инструменте — тогда он назывался «эфирофон». Вскоре изобретённый Терменом инструмент получил имя «терменвокс» в честь автора.
Терменвокс
Уникальность терменвоска в том, что музыкант, не прикасаясь к инструменту, управляет им с помощью движений рук рядом с двумя металлическими антеннами. Правой рукой, перед вертикальной антенной, регулируется высота звука, а левой рукой, над антенной в форме петли, можно менять громкость. Первые модели терменвокса были одноголосные, с диапазоном больше семи октав. Его тембр напоминает человеческий голос, скрипку или виолончель. Инструмент называли еще «эфирной скрипкой».
В марте 1922 года Термен приехал в Кремль, к Ленину. После исполнения на терменвоксе известных произведений Термен стал учить вождя играть на инструменте — есть свидетельства, что Ленин пытался сыграть романс Глинки «Жаворонок». А затем ученый показал Ленину еще одно изобретение — электрическую сигнализацию. Похоже, это открытие ученого произвело на Ленина более сильное впечатление, чем музыкальный инструмент, потому что он тут же написал Троцкому: «Обсудить, нельзя ли уменьшить караулы кремлёвских курсантов посредством введения в Кремле электрической сигнализации? (Один инженер, Термен, показывал нам в Кремле свои опыты…)».
В 1927 году Термен концертировал в Европе и США и запатентовал терменвокс как «музыкальный прибор с катодными лампами». До 1938 года ученый жил в Соединенных Штатах. В круг его знакомых входили Джордж Гершвин, Морис Равель, Яша Хейфец, Иегуди Менухин, Чарли Чаплин, Альберт Эйнштейн. Термен организовал в Нью-Йорке школу игры на терменвоксе и заключил контракты на серийное производство инструмента. Было выпущено около трех тысяч экземпляров. В Америке появились ансамбли из 10-ти и более терменвоксов, дававшие концерты.
Терменвокс применялся и как сольный, и как ансамблевый инструмент, он часто использовался в киномузыке — например, в ранних советских звуковых фильмах: «Аэлита», «Комсомол — шеф электрификации».
В 1960-е годы Лев Термен изготовил два классических экземпляра терменвокса: один ‑ для Политехнического музея, а другой ‑ для Музея музыкальной культуры имени Глинки. Инструмент, который подарил Музею в 1968 году сам изобретатель, неоднократно звучал в музейных концертах: выступал сам Лев Сергеевич. С 1985 года инструмент демонстрируется в экспозиции «Музыкальные инструменты народов мира», а также выезжает на выставки в России и за рубежом.
В 1975 году в СССР Термен создал многоголосный вариант терменвокса. В это же время возродился интерес к уникальному инструменту. Среди исполнителей на современных моделях терменвокса — ученица и родственница изобретателя Лидия Кавина, композитор Олеся Ростовская, Петр Термен (правнук изобретателя). Все они не раз выступали на концертах и мероприятиях в Музее музыки.
Уникальные инструменты — живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.