Домбра

  • 17 августа 2018
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Домбра — любимый музыкальный инструмент казахов. На ней играют любители музыки, профессиональные певцы — анши и инструменталисты — кюйши. Под аккомпанемент домбры исполняют свои песни и сказания народные певцы-импровизаторы и поэты — акыны.
История возникновения инструмента уходит вглубь веков. При раскопках древнего города Хорезма археологи нашли терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на двухструнных инструментах, похожих на казахскую домбру. Подобные инструменты были также у кочевников, живших на территории Казахстана более двух тысяч лет назад.
Домбра — струнный щипковый инструмент. Корпус, шейку и головку изготавливают из твердых пород дерева. Струны традиционно были жильными, изготавливались из бараньих или козьих кишок.
Домбра
Различаются два вида домбр — западная и восточная. Западная имеет грушевидный корпус, длинную тонкую шейку с 14-17 ладами и головку в виде лопаточки. Восточная — треугольный или лопатообразный корпус и более короткую и толстую шейку с семью-девятью ладами.
Разные формы сложились в процессе развития двух исполнительских традиций. На западной домбре звук извлекался сильными ударами по обеим струнам всеми пальцами правой руки. Эта домбра использовалась в основном как сольный инструмент. А для восточной домбры характерны мягкие переборы струн отдельными пальцами. На таком инструменте обычно аккомпанировали пению.
Большой популярностью у казахов пользовались состязания домбристов. Часто они превращались в театрализованные представления. Одна из популярных форм — кукольный танец «Ортеке», в переводе с казахского «серый козел». Деревянные фигурки козликов устанавливали на подставке и незаметными для глаз черными нитками соединяли с пальцами правой руки. Во время игры козлики в такт пьесе прыгали и делали другие забавные движения.
С историей происхождения домбры связано много красивых народных легенд. По одной из них, раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Однажды он влюбился в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, воспевая красоту своей любимой. Исполнил он песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент — на домбру джигита вылили горячий свинец. В результате в центре верхней деки было выжжено отверстие, и остались только две струны.
Народные музыкальные инструменты — живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Альфред Шнитке и Геннадий Рождественский

В фондах Музея музыки хранится уникальный снимок, сделанный после исполнения Первой симфонии Альфреда Шнитке в Большом зале Московской консерватории в марте 1986 года. Мы видим автора вместе с дирижёром Геннадием Рождественским, которому композитор посвятил сочинение.

Альфред Шнитке и Мстислав Ростропович

Многих выдающихся музыкантов связывала не только совместная работа, но и крепкая дружба. Именно такими были отношения Альфреда Шнитке и Мстислава Ростроповича.

Альфред Шнитке и Юрий Башмет

На фотографии из фондов Музея музыки мы видим композитора Альфреда Шнитке и альтиста Юрия Башмета. Снимок сделан в мае 1987 года после концерта в Большом зале Московской консерватории. В тот вечер Башмет впервые исполнил для москвичей Концерт для альта с оркестром Шнитке.