Архив Сергея Жарова

Выпуск 256
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Несколько лет назад в Музей музыки поступил архив Сергея Алексеевича Жарова, руководителя самого знаменитого хора русской эмиграции — «Хора донских казаков». Среди более трех тысяч документов — музыкальных рукописей, нотных изданий, афиш, программ, писем, фотографий — оказались 60 грампластинок 1930-1950-х годов с записями «Хора донских казаков». Они донесли до нас искусство легендарного коллектива, который был признан во всем мире, но в России долгое время оставался неизвестным.
Архив Сергея Жарова
«Хор донских казаков» был создан в 1921 году в тяжелейших условиях военного лагеря Чилингир в Турции, где оказалась часть Русской добровольческой армии. По приказу командира полка для участия в богослужении был собран сводный хор, руководителем которого назначили Жарова. Первый успех хору принес концерт духовной музыки в Софийском кафедральном соборе Святого Александра Невского, а в 1923 году прошли триумфальные гастроли в Вене. После этого выступления коллектива стали носить регулярный характер. По сведениям из парижского журнала «Станица», к 1935 году хор дал 2785 концертов, выступил во многих странах Европы, Северной и Южной Америки, Африки, и даже посетил Австралию и Новую Зеландию.
Успех Донского казачьего хора был во многом обусловлен качествами его бессменного руководителя Сергея Жарова — его ярким музыкальным дарованием, профессионализмом, целеустремленностью и талантом организатора. Выпускник Синодального училища, он продолжил традиции подлинного православного пения, заложенные его учителями — Кастальским, Смоленским, Данилиным, Чесноковым. Он был уникальным дирижером, постоянно стремился к новому. Его мужской хор звучал как смешанный. В поиске новых тембровых красок он использовал вверху фальцетное пение теноров, а внизу — густое «бархатное» звучание вторых басов — октавистов. В итоге диапазон хора расширился до трех с половиной октав! При исполнении казацких народных песен Жаров часто вводил в хоре специальные эффекты: имитацию звуков трубы, баяна, пулеметных очередей, цоканья копыт, свист, гиканье.
Вот как писал о Сергее Жарове его современник, композитор Александр Гречанинов: «Он поистине Жаров. Когда мы видим его появившимся на эстраде, у него жар или, вернее, пламя и в глазах, и во всем существе. На эстраду он не выходит, а как бы какой-то невидимой силой на крыльях выносится. Короткий поклон в публику, и зал уже огласился могучими звуками».
За десятилетия своего существования хор записал в разных странах более 250-ти пластинок. Их общий тираж к 1963 году составил 11 с половиной миллионов! Сейчас эти записи начинают переиздаваться, и россияне имеют прекрасную возможность познакомиться с искусством соотечественников, которые волею судьбы оказались вдали от Родины.
Уникальные документы — живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.