Архив Сергея Жарова

  • 16 августа 2018
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Несколько лет назад в Музей музыки поступил архив Сергея Алексеевича Жарова, руководителя самого знаменитого хора русской эмиграции — «Хора донских казаков». Среди более трех тысяч документов — музыкальных рукописей, нотных изданий, афиш, программ, писем, фотографий — оказались 60 грампластинок 1930-1950-х годов с записями «Хора донских казаков». Они донесли до нас искусство легендарного коллектива, который был признан во всем мире, но в России долгое время оставался неизвестным.
Архив Сергея Жарова
«Хор донских казаков» был создан в 1921 году в тяжелейших условиях военного лагеря Чилингир в Турции, где оказалась часть Русской добровольческой армии. По приказу командира полка для участия в богослужении был собран сводный хор, руководителем которого назначили Жарова. Первый успех хору принес концерт духовной музыки в Софийском кафедральном соборе Святого Александра Невского, а в 1923 году прошли триумфальные гастроли в Вене. После этого выступления коллектива стали носить регулярный характер. По сведениям из парижского журнала «Станица», к 1935 году хор дал 2785 концертов, выступил во многих странах Европы, Северной и Южной Америки, Африки, и даже посетил Австралию и Новую Зеландию.
Успех Донского казачьего хора был во многом обусловлен качествами его бессменного руководителя Сергея Жарова — его ярким музыкальным дарованием, профессионализмом, целеустремленностью и талантом организатора. Выпускник Синодального училища, он продолжил традиции подлинного православного пения, заложенные его учителями — Кастальским, Смоленским, Данилиным, Чесноковым. Он был уникальным дирижером, постоянно стремился к новому. Его мужской хор звучал как смешанный. В поиске новых тембровых красок он использовал вверху фальцетное пение теноров, а внизу — густое «бархатное» звучание вторых басов — октавистов. В итоге диапазон хора расширился до трех с половиной октав! При исполнении казацких народных песен Жаров часто вводил в хоре специальные эффекты: имитацию звуков трубы, баяна, пулеметных очередей, цоканья копыт, свист, гиканье.
Вот как писал о Сергее Жарове его современник, композитор Александр Гречанинов: «Он поистине Жаров. Когда мы видим его появившимся на эстраде, у него жар или, вернее, пламя и в глазах, и во всем существе. На эстраду он не выходит, а как бы какой-то невидимой силой на крыльях выносится. Короткий поклон в публику, и зал уже огласился могучими звуками».
За десятилетия своего существования хор записал в разных странах более 250-ти пластинок. Их общий тираж к 1963 году составил 11 с половиной миллионов! Сейчас эти записи начинают переиздаваться, и россияне имеют прекрасную возможность познакомиться с искусством соотечественников, которые волею судьбы оказались вдали от Родины.
Уникальные документы — живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Альфред Шнитке и Геннадий Рождественский

В фондах Музея музыки хранится уникальный снимок, сделанный после исполнения Первой симфонии Альфреда Шнитке в Большом зале Московской консерватории в марте 1986 года. Мы видим автора вместе с дирижёром Геннадием Рождественским, которому композитор посвятил сочинение.

Альфред Шнитке и Мстислав Ростропович

Многих выдающихся музыкантов связывала не только совместная работа, но и крепкая дружба. Именно такими были отношения Альфреда Шнитке и Мстислава Ростроповича.

Альфред Шнитке и Юрий Башмет

На фотографии из фондов Музея музыки мы видим композитора Альфреда Шнитке и альтиста Юрия Башмета. Снимок сделан в мае 1987 года после концерта в Большом зале Московской консерватории. В тот вечер Башмет впервые исполнил для москвичей Концерт для альта с оркестром Шнитке.