«Китайский дневник» Тимофея Докшицера
Выпуск 255
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Выдающийся советский музыкант, всемирно известный трубач Тимофей Докшицер не вёл дневников. Но первые зарубежные гастроли в Китайской Народной Республике оказались для него столь яркими и волнующими, что музыкант стал записывать в тетради свои впечатления изо дня в день. Эта тетрадь вместе с его архивом хранится сегодня в Музее музыки.
Поездка в Китай состоялась в 1958 году, в составе Государственного симфонического оркестра СССР, куда Докшицера частенько приглашали. Трубачу исполнилось 37 лет, он был лауреатом престижных конкурсов, имел опыт работы в оркестре Большого театра.
Первые впечатления Тимофея Докшицера — взгляд любознательного туриста: китайцы «дружно уничтожают мух, каждая семья должна была сдать уличному комитету по сто грамм мух и двух грызунов», борются с воробьями — гоняют, не давая садиться, и через два часа воробьи падают на землю, на улицах чисто и особенно чистые урны, они побелены и наглухо закрыты.
Но вот 18 мая, первый концерт Государственного симфонического оркестра. Запись в тетради: «Публика нас встретила не аплодисментами, а восторженным криком, в концерте принял участие китайский духовой военный оркестр. Концерт вылился в манифестацию».
В программу гастролей входили концерты не только в Пекине и Шанхае (где Докшицер был поражен невероятным количеством слушателей — более десяти тысяч), но и на фабриках, на строительстве гигантской плотины, в советском посольстве. Встречи с китайскими музыкантами и приемы в государственных учреждениях сопровождались радушным угощением — довелось попробовать экзотические блюда китайской кухни (вот дневниковая запись: «лягушек мы ели — очень вкусно»). Тимофей Докшицер выступал и как солист; он играл два сочинения для трубы с оркестром — переложение «Листка из альбома» Александра Глазунова и Этюд Александра Гедике. Композитор Хе Лутинь подарил советскому трубачу свою пьесу, написанную специально для него. Докшицер давал консультации и мастер-классы китайским музыкантам, читал лекции, а по возвращении написал статью о музыкальном образовании в Китае.
Обширная культурная программа включала экскурсии, посещение парков, императорского дворца, цирковых представлений, спектакля китайской оперы, который, впрочем, показался Тимофею Докшицеру наивным и примитивным (он записал: «представление это с оперой ничего общего не имеет, женщины пищат нараспев, мужчины разговаривают фальцетом, пения никакого, один крик и хрип»).
Поражали радушие и непосредственность хозяев. Музыкант записал в дневнике, что на одном из приемов выступила министр здравоохранения Китая Ли Течуа. Не обладая певческим голосом, она спела песню, чтобы выразить горячие симпатии к советским гостям. «Смысл песни такой: раз, два, три, четыре, пять шесть, семь, мои друзья в Москве; раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, мои друзья в Пекине».
Государственный симфонический оркестр СССР был первым советским симфоническим коллективом, приехавшим в Китайскую Народную Республику. В исполнении одного из лучших оркестров мира прозвучала музыка Глинки, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича. Выступления ГСО явились яркой страницей советско-китайского культурного обмена 1950-х годов. Дневник Тимофея Дошкицера, о котором мы рассказали — маленькая, но важная часть этой истории.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.