Портрет княгини Елены Павловны с автографом

  • 13 августа 2018
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
С литографии, выполненной с живописного портрета в 1862 году, на нас смотрит красивая 45-летняя женщина в траурном платье. Надпись выполнена летящим почерком, соответствующим характеру хозяйки: «Русскому музыкальному обществу. Елена»
Портрет княгини Елены Павловны с автографом
Елена Павловна Романова — покровительница искусств, она заложила основы профессионального музыкального обучения в России, способствовала открытию первых российских консерваторий. Как же это немецкая принцесса, урожденная Фридерика Шарлотта Мария Вюртембергская, встала во главе русского музыкального образования?
С детства утонченная принцесса обожала музыку, праздники и балы, при этом была очень умна и образованна. Она была одной из первых европейских красавиц –именно ей Александр Сергеевич Пушкин посвятил строки: «Когда б имел я сто очей, то все бы сто на вас глядели». В 16 лет Фридерика Шарлотта вышла замуж за великого князя Михаила Павловича и получила титул великой русской княгини Елены Павловны.
Княгиня была просвещенной аристократкой. Император Николай I говорил: «Елена — это учёный нашего семейства», и отсылал к ней иностранных учёных и политиков, приезжавших в Россию. Именно поэтому салон Елены Павловны не был дамским, где обсуждались светские новости и модные наряды. Здесь собиралась интеллектуальная, политическая и культурная элита, обсуждались всевозможные реформы, в том числе и государственные. Подобно другой немецкой принцессе — Екатерине Второй — на своей новой родине великая княгиня Елена Павловна стала крупным государственным и общественным деятелем.
Она первая освободила крестьян своего имения от крепостной повинности, принимала активное участие в проведении либеральных реформ в России — самой крупной из них стала отмена крепостного права.
В браке Елены и Михаила родились четыре дочери, но только одна из них пережила родителей. После смерти дочерей и супруга 42-летняя вдова до конца жизни не снимала траур и полностью посвятила себя общественному служению.
Великая княгиня обожала музыку. В Михайловском дворце она устраивала концерты Берлиоза и Вагнера, Шумана и Листа, которые приезжали по ее личному приглашению.
При ее попечительстве и сотрудничестве с Антоном Рубинштейном в 1859 году было основано Русское музыкальное общество. Его целями стали распространение музыкального образования, серьёзной музыки и «поощрение отечественных талантов». Елена Павловна стала председательницей общества и даже продала для его финансовой поддержки свои бриллианты. В Михайловском дворце проходили репетиции Певческой академии, а в 1858 году там же открылись музыкальные классы, положившие начало Петербургской консерватории.
Через год было открыто московское отделение Общества, которое возглавил брат Антона Рубинштейна, Николай. Вскоре братья открыли первые русские консерватории — в Санкт-Петербурге в 1862 году, в Москве в 1866-м. Императорская фамилия взяла на себя покровительство над Обществом и выделила на его содержание ежегодную субсидию в 15 тысяч рублей — по тем временам сумма просто огромная! Отделения Императорского Российского музыкального общества стали открываться по всей стране — до революции их насчитывалось целых 70. Так продолжилось дело жизни великой княгини Елены Павловны, чье прекрасное лицо смотрит на нас с литографии в музейной коллекции.
Уникальные документы — живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки

Последние выпуски программы

Альфред Шнитке и Геннадий Рождественский

В фондах Музея музыки хранится уникальный снимок, сделанный после исполнения Первой симфонии Альфреда Шнитке в Большом зале Московской консерватории в марте 1986 года. Мы видим автора вместе с дирижёром Геннадием Рождественским, которому композитор посвятил сочинение.

Альфред Шнитке и Мстислав Ростропович

Многих выдающихся музыкантов связывала не только совместная работа, но и крепкая дружба. Именно такими были отношения Альфреда Шнитке и Мстислава Ростроповича.

Альфред Шнитке и Юрий Башмет

На фотографии из фондов Музея музыки мы видим композитора Альфреда Шнитке и альтиста Юрия Башмета. Снимок сделан в мае 1987 года после концерта в Большом зале Московской консерватории. В тот вечер Башмет впервые исполнил для москвичей Концерт для альта с оркестром Шнитке.